Центрально псковские традиции
Записи ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСЕН И БАЛЛАД в основном осуществлены в Опочецком, Красногород-ском, Новоржевском районах (исключение составляет песня «Стой, калинушка, не шатайся», распространенная повсеместно). Характерной особенностью данной традиции является наличие балладных сюжетов («муж жену губил», «братья-разбойники и сестра», «жена мужа зарезала», «дочка-пташка» и др.), которые нередко исполняются на напевы, близкие так называемой «скорой» лирике и хороводам (см.: «Образцы напевов и текстов лирических и балладных песен, №№ 14-16). Записаны и собственно балладные песни, исполняющиеся с характерными напевами (там же, №№ 11-13). Встречаются также яркие примеры женской лирики — «Пастух мой, пастушо-чек» (там же, № 6), мужской лирики — «Соловей мой, соловей», «Что за красновски ребята», «Зорюшка, заря утренняя» (там же, №№ 1-3, 8). Исполнение лирических песен и баллад может быть приурочено к свадебному обряду и к основным периодам календаря -зимним посиделкам и вечерам (преимущественно -баллады), летним полевым работам; единичны упоминания о пении долгих песен на Масленицу (Звон-ская волость Опочецкого района).
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ играет важнейшую роль в музыкальном фольклоре центральных районов области. На общем фоне забвения обрядово-песенного репертуара именно инструментальная музыка сохранила в этих местах богатство, многообразие форм. Выполнены записи наигрышей на гуслях, скрипке, гармониках (тальянке, гармони немецкого строя, хроматической гармони), записи ансамблевой игры (гусли — скрипка). Записи гусельной и скрипичной игры (в основе последней — закономерности «гудош-ной» традиции) раскрывают архаические истоки инструментальной культуры центральной Псковщины.
Наигрыши на гуслях записаны преимущественно в северо-западной части описываемого региона, на левобережье р. Великой, но упоминания о гуслях встречаются практически повсеместно. Игра на гармониках (в том числе на тальянке) распространена в большинстве деревень. Наигрыши на скрипке зафиксированы только в пос. Красногородском и двух деревнях (Столбове и Глубоком) Опочецкого района.
Наигрыши на музыкальных инструментах группируются в связи с их назначением: под проходку (шествие с припевками); под пляску; под многофи-
гурные танцевальные композиции («Кадриль», «Лентяя» и др.).
В целом, инструментальная традиция непосредственно связана с празднично-обрядовой сферой (престольные праздники, ярмарки, гулянья), но эпизодически включается в свадебный обрядовый комплекс (свадебное застолье, пляски) и рекрутский (проводы — шествия).
Записаны также наигрыши на пастушеских инструментах (рожке и дудке). По рассказам местных жителей, ранее в деревнях бытовали пастушеская труба, рог, рожок, жалейка, дудки.
ЖАНРЫ СЛОВЕСНОГО ФОЛЬКЛОРА занимают значительное место в культурных традициях центрально-псковской зоны. Записаны волшебные и бытовые сказки, сказки о животных, тексты и отдельные сюжеты и мотивы сказок, известных по записям А. С. Пушкина или представляющих народную переработку его произведений. Некоторые сюжеты (например, о проклятых детях) особенно показательны для местной фольклорной традиции и могут встречаться как в виде сказки, так и былички (см. Раздел 12 «Жанры народной прозы, поверья», а также Часть IX, «Образцы текстов сказок», № 9). Содержание быличек и поверий оказывается чрезвычайно разнообразным: о проклятых; о колдунах (ведьмах) и колдовстве, о колдунах-оборотнях; о привидениях («привиждёниях»); о русалках, чертях («шешках и шешйцах»); о покойниках; о домовом; о кладах; о летучих змеях; о громовых стрелах; о кукушке. Данная группа жанров относится к корпусу текстов, принадлежащих общерусскому или даже общеславянскому фонду. Именно сюжетный и образный строй быличек и поверий, наряду с волшебными сказками и заговорами, сохраняет архаичные представления, обусловленные мифологическим сознанием.
ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ подробно зафиксирована в фольклорных экспедициях 1998 и 1999 гг. в Пушкино-Горском, Новоржевском, Бежаницком районах. Похоронный обряд, бытующий на левобережье р. Великой (Красногородский, Опочецкий районы), в основных моментах обладает теми же особенностями, что содержатся в сведениях, собранных на правобережье, и это свидетельствует о единстве представляемой традиции. Записаны также некоторые данные, отражающие местную специфику обрядов и связанных с ними представлений:
— при выносе покойного вслед за гробом бросали жито («к жизни», «к житью») — Пушкино-Горская, Новгородкинская, Первомайская волости Пушкино-Горского района; Глубоковская, Лады-гинская волости Опочецкого района. В Новоржевском районе посыпание зерном отрицается;
— при выносе «шувыкали» (качали гроб с покойным) около дома — Пушкино-Горская, Новго-
родкинская волости Пушкино-Горского района; Алтунская, Зареченская, Стехновская волости Новоржевского района;
— прощались с покойным на перекрестке, за деревней, и поминали лепешками («сочнями») — Нов-городкинская, Первомайская, Пушкино-Горская волости Пушкино-Горского района; Вишлёвская, Вёскинская, Зареченская, Дубровская, Стехновская волости Новоржевского района;
— повсеместно в Пушкино-Горском и Новоржевском районах годовые помины назывались «субботками»;
— представления о том, что душа прилетает в виде птицы (Новгородкинская волость Пушкино-Горского района; Вишлёвская, Вёскинская, Дубровская волости Новоржевского района);
— полотенце (белую тряпочку) вывешивали на угол дома для «родителей» повсеместно в Пушкино-Горском и Новоржевском районах; по истечении определенного срока полотенце спускали по реке (П.-Г., Осница 5041-05; Новорж., Борки — Ру-ново* 5003-64); закапывали в могилу (Новорж., Ботвино — Стехново* 5045-04); относили в церковь (П.-Г., Бирюли — Цецы* 5023-16).
Единичные сведения:
— гроб с покойным качали, когда проходили мимо его поля (П.-Г., Снегово — Барашкино* 5043-25); качали гроб, когда переносили через реку, затем поминали (П.-Г., Петровское — Приезжино* 4992-20);
— поминали умершего через полгода после смерти (тогда как повсеместно поминали на 9, 40 дней и в первую годовщину) (Новорж., Свиномурово — Ферко-во* 4995-19); поминание в Рождественскую Коляду (Новорж., Крюково 5011-26; П.-Г., Крылово 5022-11);
— поверье о том, что если в Радоницу не помянуть умершего на могиле, то его душу на том свете не отпустят «гулять» (Новорж., Кораблёво 5003-40); в Радоницу покойные «все выходят и смотрят на нас» (Новорж., Шикени 5185-22).
Важное значение имеют мифологические представления и поверья о загробном мире, о жизни на том свете, о душе-птице, воплощенные в похоронных и поминальных причитаниях, причитаниях на кукушку. Причитания на кукушку зафиксированы преимущественно в Опочецком и Новоржевском районах.
В ходе экспедиционной работы собраны немногочисленные сведения по родильной, крестильной, рекрутской обрядности.
Материалы, характеризующие ФОЛЬКЛОР И ЭТНОГРАФИЮ ДЕТСТВА, напротив, отличаются полнотой и разнообразием. Зафиксированы интересные сведения, касающиеся воспитания и трудовых занятий детей и подростков (традиция детского пастушества, помощь в пахоте, жатве), участия в обрядово-праздничной жизни общины (календарной и свадебной обрядности). Записаны детские заклички, причитания, рассказы об играх в свадьбу, похороны, в куклы, подвижные игры, считалки, а также образцы фольклора для детей — колыбельные песни, потешки, пестушки.
В целом, традиции районов среднего течения реки Великой обладают как специфическими, локальными, так и общими признаками, которые в совокупности характеризуют этот самостоятельный этнокультурный комплекс, сохранивший до настоящего времени древние исторические основы и многообразие форм народной традиционной культуры.
1 Сведения о количестве звукозаписей приводятся без учета экспедиции 1999 г., так как материалы этой экспедиции находятся в стадии обработки.
2 Новорж., Крутцы 4999-02; Яконово 5033-06.
3 Новорж., Кораблёво 5003-11, 13; П.-Г, Галичино — Ру-билово* 4996-14.
4 Новорж., Голубево 2187-06; Губкино 5030-37; Дорожкино 5049-07-09,17; Лунёвка 2189-20; Малое Алешно 5000-36,46, 5001-01; Посадниково 5014-14,15; Соболицы 5017-11,13.
5 Например: Опоч., Власово 1585-30; П.-Г., Поляне 2263-02; Стречно 2252-01.
6 Например: Новорж., Бородёнки 5051-03; Дорожкино 5049-07, 09, 5050-25; Осинкино 5018-36; Тараскино 5015-32.
7 Исполнительница из д. Кисели Дворицкой волости Бежаницкого района утверждает, что д. Черняково (ныне не существующая) относилась к Новоржевскому уезду и находилась недалеко от д. Рындино. Вероятно, эта деревня располагалась на границе Новоржевского и Бежаницкого районов.
8 См.: «Свадебный обряд»; «Содержание поэтических текстов свадебных причитаний»: Беж., Кисели — Черняково* Новорж. 5218-37, 38.
9 Краен., Посинье 1581-32; П.-Г., Бабины 2281-15, 2282-01; Мошино 2258-10; Поповня 2296-40.
Стоимость услуг тортов на заказ цена.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45