Поиск по сайту

Центрально псковские традиции

Есть сведения о том, что могли поминать и хо­дить на могилки в престольные праздники. Так, в Новоржевском районе в д. Рудняха ходили на мо­гилки в ноябре перед Михайловым днем — в свой престольный праздник, а в д. Посадниково помина­ли в Казанскую (Новорж., Рудняха — Никитине* 5034-01; Посадниково 5014-18).
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПОХОРОННЫХ И ПОМИНАЛЬНЫХ ПРИЧИТАНИЙ, ПРИЧИТАНИЙ НА КУКУШКУ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
Произнесение поэтического текста является ве­дущим структурным и смыслообразующим нача­лом причитаний. Тексты похоронных, поминаль­ных причитаний и причитаний на кукушку форми­руются на основе общего фольклорного фонда ус­тойчивых поэтических оборотов и словосочетаний. Традиционность фольклорного мышления прояв­ляется На разных уровнях формульности поэтиче­ского текста: в оборотах поэтической речи (обра­щениях, самонаименованиях, словосочетаниях опи­сательного характера и др.), в формульных сюжет­ных мотивах, их месте в структуре текста — в зачин-ных и заключительных формулах, в закономернос­тях следования мотивов при построении всего текс­та причитания.
В поэтических текстах причитаний особое зна­чение имеют сюжетные мотивы и образы, раскры-
вающие мифологическую основу мировоззрения с представлениями об ином мире, загробной жизни, о душе-птице.
Наиболее ярко представления о душе-птице выражены в формах обращения к покойному («любимый братиц-сылавёюшка», «мая милая ка-сатушка»); в поэтических образах, основанных на вере в способность души летать («Улетая мая ра­зудалая галбвушка»,1 «Хажу и гляжу я па всим угблышкам, и ни лятаишь ли па ётой тёп(ы)лой изббушке»,2 «мбже, прилятйшь ты ка мне сёруй кукушечкуй»);3 в обращении к кукушке как к во­площению души умершего родственника: «Па-кукуй, сизая кукушечка, <…> с чужой дальной старбнушки навестила меня, горькую сиротушку. Ой, не удалая ль мая галбвушка, ой, не прилятёл ли ты ка мне, горькой сирбтушке…»;4 «…Если б
были у миня сйзыи крь’шушки, паднялась ба я к синей нёбушки. Вмести с таббй, гбрькыя сиротуш-ка, слятала б на чужую дал(и)нюю старбнушку, нашла б сваю удалую галбвушку, мйлава салавё-юшка».5
В основе поэтического содержания текстов по­хоронных и поминальных причитаний лежит не­сколько смысловых доминант:
1.  Констатация ухода человека в иной мир, от­ношение к этому со стороны родных:
«…Закрыл ты свай вясёлыи глазыньки…»;6 «Ку-ды ж ты, наш радймый батюшка, пытарапйлся на крутую горушку, асиратйл ты нас, горьких сирбту-шек…»;7
«Куда ж ты справилась, мая радйтел(и)ка-ма-тушка, и как же ты миня бросила, гбр(и)каю сира-тйнушку…»;8
«…К каму жи я прикланю сваю буйныю галб­вушку, <…> кто ж миня будя встричат(и), гбр(и)-каю сиратйнушку, кагда я прийду с тяжкуй рабб-тушки…»;9
«Нихтб ж ни знае пры мае вялйкыя горюшка, я асталыся адна, гбрькыя сирбтушка… зыкатйлысь тяпёрь мае тёплыя сблнушка…»;10
«…Зыраслй твай трапйнки узкий, и апустёла биз тибя дома падвбрьица».11
2.  Особая форма коммуникации с умершим, со­общения между мирами:
—   мотивы обращения к умершему с наказами и расспросами: «…Пыхадй па широким магилачкам, найди мавб радймава папушку, расскажи пра миня, горькую сирбтушку…»;12
—   мотивы ожидания возвращения птицей, бу­дущего общения: «…И буду я всё дыжидать, штббы ты лятал ка мне, горькой сиротушке, штобы ты у миня рысспрасйл, горькой сиротушки, как жо живу с этым маленьким пташецкым, и работыю всё тя-ж(и)кыю раббтушку…».13
3.  Обрядово-процессуальная специфика похо­ронного и поминального обрядов:
—   у гроба — мотивы укоров-сетований на ран­нюю смерть: «Радйтилька мая, ни дажйла да сваивб время…»;14 «…Рана справился в сырую мать-зямё-люшку…»;15
—   у гроба — мотивы обращения к присутствую­щим с просьбой пропустить попрощаться с умер­шим: «Прапустйти миня, добрый людюшки, к свы-яму брату-салавёюшку»;16
—   у гроба просят прощения у покойного: «Ми­лый мой сыночек, прости меня…».17
Раздел 11
ПЕСЕННО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
Исполнение лирических песен и баллад приуро­чено к зимним посиделкам и вечерам (преимущест­венно, баллады), летним полевым работам и к сва­дебному обряду.
Балладу «Из-под камушка, камня синего» ис­полнительница выучила «от стариков»: «Пряли, пасреди избы был светец, жгли лучину — керосина не было. И сидели кругом женщины, пряли и пели пес­ни разные, разные песни» (Новорж., Большая Сло­бода 2201-21). В Красногородском районе вечером на посиделках пели песни «Што за кра’сновськи ли да робяты», «Соловей мой, соловей». Пели, когда пряли: «Зимой пели мы ёта. Вот сабиралися на паси-дёлки, вечером прясь, <…> выхадйли петь. Бывала, маладёжь сабёритце» (Краен., Лоскутина 1583-11, 1646-14). Эту песню могли петь как женщины, так и мужчины: «Атёц [у матери] харашо песни пел. Так вот и яна ат атца <…> выучила»; «Маёй матери это уже батька. И песни он, бывало, расстарйнныи пел» (Краен., Лоскутина 1583-09, 11, 1646-05, 11). На по­сиделках за прялками в д. Броды Опочецкого рай­она пели песню «Лучина-лучинушка».
Повсеместно зафиксированы упоминания о пе­нии протяжных песен во время летних полевых ра­бот: на сенокосе пели «далявыи песни» (Новорж., Крюково 5011-33); когда вечером шли со жнивья и с покоса, всю дорогу пели «голосные песни» (Но­ворж., Малое Алешно 5000-23). «Забярётся в виш-
няк и как крыкне яна песни! Ой! Когда жали. "Ну слухайте! Отдохните!" И как затяне яна, затяне…» (Краен., Зубавы 1653-18). Девушки пели в поле «да-лявым мотивом» — «голос, как на свадьбе». Поют «песнохорки» — женщины, которые умеют петь пес­ни (Новорж., Кораблёво 5003-32, 41, 42). «Ха-раводом большим пели» — когда сено гребли, жали (Опоч., Белоусово 1659-29), слушали, как раздают­ся «гулы» (Новорж., Адорье 5005-24).
Значительная часть лирических и балладных пе­сен в данной традиции приурочена к свадебному об­ряду. В д. Горушка Опочецкого района песню «Соло­вей мой, соловей» пели, «кагда уже жаних уяжжае, с нявёстый въяжжае, эта свадебная песня» (Опоч., Го­рушка 1623-06). «Не в пиру ли я была» — «баярышная песня», ее пели до венца, когда невесту сажали за стол и ждали жениха (Опоч., Бальтино 1639-38). Песню «Стой, калинушка, не шатайся» повсеместно пели на отъезд новобрачных в церковь и при встрече от вен­ца: «Жёншшины сабравши, и пають, кагда уязжають маладь’ш записыватца. <…> Абратна ёдуть — апять бабы выхбдять артелью, <…> пають» (Опоч., Авсей-ково 2166-11). В д. Терехи Опочецкого района на отъ­езд жениха за невестой пели «Молодка молоденькая, полюбила молодца холостенького». Балладу «Отдал меня батюшка замуж за болота» в д. Мыза Красно-городского района пели вечером в день свадьбы, ког­да гости невесты приезжали в дом жениха.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
ЛИРИЧЕСКИХ И БАЛЛАДНЫХ ПЕСЕН: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ,
СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ПЕСНИ «МОЛОДЕЦКОГО» ЦИКЛА
молодец в неволе
1.  «Что же ты, мой соловьюшка, невесело си­дишь»
—  Что же ты, мой соловьюшка, невесело си­дишь, в серебряной клеточке песен не поёшь?
—   Не надо мне клеточка, золотой шесток, спел бы я, соловьюшка, в роще зеленой. Приклонил го­ловушку к ветке зеленой. Зелёная веточка, весели меня.
Все друзья-товарищи ходят по суше, а я, доб­рый молодец, сижу взаперти. Отпустите молодца погулять к друзьям…
Опочецкий район:
Петровская вол.: Мироеды 1663-47.
ПЕСНИ О «ДЕВЬЕЙ ВОЛЕ»
девица — молодец: разлука; выбор, сватовство
2.  «Молодка молоденькая» (варианты напева 7) Молодка молоденькая полюбила молодца хо-
лостенького. Полюбивши молодца — не мил белый свет. Куда ни вздумаю — дороженьки нет.
Погляжу в окошечко — дорожка лежит. По этой дороженьке шестёрка бежит. В этой шестерочке мой милой сидит.
—   Постой, миленький, постой, подожди.
—   Рад бы, кровушка, рад бы подождать, куче­ра-извозчики коней не сдержат.
Опочецкий район:
Лобовская вол.: Есенники 2284-23; Жгуново 2299-12; Ре-шетниково 2275-03; Терехи 2270-18.
3.  «Вылетает мой соколичек» (варианты напева 5) Вылетает мой соколичек, зачем улетаешь с мо­их глаз?
Я своего милого снаряжала хорошо. Снарядив­ши, приубравши, провожала далеко. Я до тех пор провожала, где кончалась любовь. Где кончалась, распрощалась, слёзно плакала по нём. Во слезах дружка просила, любезного своего:
— Ох ты, сердечный друг любезный, хоть не­множко поживём, один нынешний годок.
Красногородский район:
Красногородскаявол.: Лоскутина 1583-12, 1646-09,10,16.
Опочецкий район:
Ладыгинская вол.: Горушка 1623-03.
Матюшкинская вол.: Броды 1631-10, 1632-26.
4.  «Гуляла я, девица» (напев свадебной песни -№7)
Гуляла я, девица, во садочке, гуляла я, красная, в зелененьком. Сколола я ноженьку на былинку, бо­лит моя ноженька, да не больно.
Гуляла я с миленьким, да не долго. Не долго, не коротко — три годочка. Поехал мой миленький в го-родочки. Со всеми красными девицами попростил-ся, со мной, молодёшенькой, постыдился.
Красногородский район: Покровская вол.: Мозули 1544-08.
5.  «Полно, солнышко, по-за лесикам ходите»
(напев 4)

https://www.proektmag.ru проект мини гостиницы с кафе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • В Псковской области в Острове открылся кинотеатр
  • Холмский район.
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Интересное