Поиск по сайту

Центрально псковские традиции

Распространены поверья о том, что происходит с душой после расставания с телом:30 когда умрет человек, три дня душа («птйчечка», птица — это ду­ша)31 летает около гроба, а остальные дни (до соро­ка дней) — по тем местам, где ходил человек, где ра­ботал. Потом душа в рай идет или в смоле кипит -так сказано в Писании (Новорж., Вишлёво — Мар-тюши* 5042-06, 10). До девяти дней прилетает душа в свой дом, потом до сорока дней приходит (П.-Г., Осница — Жуково* 5041-05). После сорока дней по­койный обретает свое место на том свете: «Соро­коуст называетца. Это сорок дней как вроде там он [покойный] живёт. До сорока дней очень тижалб родителям. Когда уже сорок дней пройдёт, тогда как легче, вроде куда-то там уже отправляетца» (П.-Г., Ганьково 5029-01). Сорок дней душа «летая» вокруг дома, покойный снится родственникам (Но­ворж., Кораблёво 5003-34, 38).
На сороковой день совершали службу в церкви, и после этого душа идет туда, куда «заслужила» (Новорж., Бородёнки 5051-04).
С этими представлениями о душе связан обы­чай вывешивать белое полотенце (до трех метров длиной) или белую тряпочку на угол дома или на окно, оставлять воду и еду для покойного (со дня смерти до сорокового дня) (П.-Г., Осница — Жуко­во* 5041-04, 05). «Сбрак дней висит платёнце. Хо­дит, летает радйтельская душа утиратца… На уга-лбчек павёсишь или на акбшечка. На улице штоб был бы платёнчик, на улице штоб был бы вывешан. <…> Вот зимой же не будешь акбшка аткрывать, хбладна. А на угалбчек, на гваздбчек павёсишь, и висит на улице» (П.-Г., Селихново 4997-18).32 В д. Софино Пушкино-Горского района вывешивали полотенце для того, чтобы люди знали, что в этом доме похороны (П.-Г., Софино 5043-04).
После службы в церкви и поминок в сороковой день, полотенце или тряпочку снимали и опускали в речку (П.-Г., Осница 5041-05). «В нас, ну, как га-варять, памрё — схарбнють. А тут прибивають на (в)угол тряпачку белую, и эта тряпачка висит сбрак дней. А патом эту тряпачку снимають и (если есть у кавб, што вот — вада бягучая близка) на ваду пуска-ють. А то кинуть так — на ветер, ветер и унося. <…> Тряпачку эта, вот штббы сбрак дней висела эта тря­пачка. А палатёнце, эта тблька на Троицу вывеша-ють» (Новорж., Борки — Руново* 5003-64). Плат по­том могли закапывать на кладбище в могилу, неко­торые люди оставляли дома (Новорж., Ботвино -Стехново* 5045-04). «Атрывают тряпачку и вешают
на угол. И на углу эта тряпачка… Ну а хошь, пала-тёниц вешай, ёта што хочишь. А патом уже, поели сарака дней, в цёрьков тагда неси. Если палатёниц павёсил, сбрак дней атвисёл, тагда нада снясьтй в цёрьков этат палатёниц. Там на какую икону павё-сить, и пусь висит на иконе» (П.-Г., Бирюли — Це-цы* 5023-16). Полотенце могли стирать и хранить «до следующего покойника» (П.-Г., Осница — Жу-ково* 5041-04). Когда полотенце «слежалось», ис­пользовали его на тряпки (П.-Г., Галичино — Рус­ское* 4996-02).
До сорока дней после смерти было принято ста­вить воду (в стакане) около икон, считалось, что «душа умывается». Также ставили водку, просвир­ки, которые брали в церкви (П.-Г., Галичино — Рус­ское* 4996-02). «Наливают стопку, ставют в бажнй-цу, и эта стопка стайт сбрак дней. Кагда сбрак дней исполнится, вот тагда эту стопку убирают аттуда. <…> А сбрак дней, эта как всё гаварят, што сбрак дней он яшшб чуствуит. <…> А ужо поели сарака дней, тагда ужо всё. Там ужо атслуживают саракаус в церкви, и всё» (П.-Г., Бирюли — Цецы* 5023-16). В «божницу» могли ставить вино, кутью, лепешку -до сорока дней (П.-Г., Кишкино — Опоч., Мелехо-во* 5011-11).
ГОДОВЫЕ ПОМИНЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ ДНИ)
Основные годовые помины: родительские суб­боты («субббтки»),33 Радоница34 и Троица.35 Ино­гда к родительским дням еще относят Рождествен­скую Коляду (П.-Г., Крылово 5022-11).
В родительские дни ходили на кладбище с ку­тьей («панахйдкой»), собиралось много народу, плакали, приговаривали: «Родитель ты мой, за­чем ты ушёл бйза время?..». Потом поминали до­ма.36 Считалось, что в родительские дни покойни­ки видят тех, кто их поминает: «Всё это, говорят, тогда они вйдют тебя в родительские дни, и в Троицу, што в эти дни они вйдют» (П.-Г., Ганько-во 5029-01).
«Субботки» справляли осенью (Дмитровская суббота)37 и перед Масленицей:38 «Не в Маслину, а на мясади — будё канчатца, загывины будуть мяс-нь’ш. И вот с кутьёй хбдють тоже <…> на "свай" ма-гйлки, хто на какйи. <…> Ну, и паминають: "Памя-нй, Госпади, рабу Божу" — кавб там…» (Новорж., Свиномурово 4995-04). Исполнительница из д. Ме-лехово Опочецкого района вспоминает, что «суб­ббтки» были во время Поста — когда точно, не пом­нит (П.-Г., Кишкино — Опоч., Мелехове* 5011-13). В д. Перхово Новоржевского района указывают, что были «двойные субботки» и «родительские суб­ботки», в которые ходили на кладбище (Новорж., Перхово 5002-09).
В Радоницу на могилки приносили яйца (пас­хальные), кутью, плакали голосом.39 Рисовую кутью и яйца сыпали на могилу — «родители раду­ются, что им принесли поесть» (П.-Г., Коршилово 5027-03). С помином на Радоницу связан ряд инте­ресных поверий. На «Раданицы» покойные «раду­ются», «все выходят и смотрят на нас» (Новорж., Шикени 5185-22).
Считалось, что если в Радоницу родственники не придут поминать умершего, то его душу на том свете не отпустят «гулять»: «Всё гаварять, хто в Раданицу ни придё на магйлку, пакойника ня пус-тють гулять. <…> Тая ни пришла — ёйные радйти-ли (или мать) гулять не пустили на том свете. <…> Вот эта я слыхывала, кавб ни паминають, тих мертвяцбв не пускають гулять на том свете. <…> Называлась — загробная жизнь — пад зямлёй, па-койники. Вот, значит, я пришла памянуть, вот, маю дочку выпустили гулять, а ты ни пришла -твая закрыта на том свете» (Новорж., Кораблёво 5003-40).
Троицкая суббота и сам праздник Троицы наи­более насыщены обрядовыми действиями и поверь­ями, связанными с поминовением предков.40
В четверг или пятницу перед Троицей убирали могилки — посыпали песком,41 красили оградки, в субботу и воскресенье приходили поминать, прино­сили цветы, расстилали скатерть, клали «сочнй» на могилу для покойного (конфеты, кутью), ели сами, поминали (Новорж., Ладино 5006-43). Говорили: «Пакрбв прикрэя [могилку], а Троица раскрэя» (Новорж., Мосеево 5203-08). На кладбище могли ходить как в субботу, так и в воскресенье (Новорж., Перхово 5002-08, 10). Могли ходить на могилы три дня: «В Троицу, Духов день патом, на втарбй день. Хадйли на кладбишше сабирались. Два дня хадйли, а кто и три — субботу и васкрясённе, панядёльник хадйли» (П.-Г., Кириллово 5009-20).
В д. Перхово Новоржевского района в Троицу на угол дома вывешивали полотенце с иконы, по­тому что родные (умершие) прилетят, будут мыть­ся и утираться (раньше церкви строили около озер, и считалось, что умершие родители «моются» в озерах и «летят» домой «утираться»). Полотенце вывешивали в субботу рано утром, до восхода солнца. Говорили, что родители прилетают домой очень рано. Полотенце висело на углу дома 3 дня -это время «родители гуляют» (Новорж., Перхово 5002-08, 10).
К Троице вокруг дома под каждое окно стави­ли березки — «чтобы умершие родители прилета­ли», приносили веточки на кладбище, обметали могилы — «радйтелям глаза апахывали». Расстила­ли домотканую скатерть на могиле, поминали ку­тьей, лепешками из ячменя (жита) или пшеницы,42 водкой. «Угощали родителей» — выливали стопку
водки на могилу, поминали, у креста на земле ос­тавляли еду.43
В д. Приезжино березовые ветки, которыми «глазки радйтелям апахали», приносили со своего поля: «Штобы бярёзку сламать на сваём поли, и вот с сабой эту бярёзку взять, на магйлку…» (П.-Г., Петровское- Приезжино* 4992-15).
На могилу «брали, в каво што есь, какая помин­ка. Покупали колбасы, яичек наварим. В каво што есь, пышки абязательна штоб были, <…> ляпёшеч-ки такие. <…> Эта «панахйдка» в нас называлась. Рис варили, ну и потом пяскбм, с пяскбм разма­чивали, это, разводили. И ставили в цёркву. И вот когда батюшка прасвящал, потом носили на клад-бишши» (П.-Г., Кириллово 5009-20). На Троицу го­товили: «ляпёшки, драчёну пяклй. Яйцы туда раз­бивали, малакб. Ну, такой блин толстый. И в рань-шие годы всё делали амлёт…»44 (П.-Г., Петровское -Приезжино* 4992-15).
В д. Дорожкино в троицкую субботу на могиль­ный крест вешали венок из «дерюги» (растение, его приносили из леса) (Новорж., Дорожкино 5049-05).
В Новоржевском районе ходили на кладбище в Пасху.45
Могли поминать также и в Егорьев день: «Да, если идёшь на магйлки, эта абязатильно была так принята, штоб хадйть на магйлку толька с вербой за Ягбрий» (П.-Г., Бирюли — Цецы* 5023-15).
На Пасху ходили на могилки с красными яичка­ми, в Троицу яички приносили, на Спас — с яблока­ми (Новорж., Рудняха — Никитине* 5034-01).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Холмский район.
  • Районирование и климат
  • Интересное