Центрально псковские традиции
Красногородский район: Партизанская вол.: Габоны 1615-04. Пограничная вол.: Малиновка 1661-47,48 (зачин); Переузи-но 1643-31; Поляково 1637-37, 1638-04; Пушмачи 1667-12. Покровская вол.: Мышково 1539-52; Трибесово 1549-25. Новоржевский район: Жадрицкая вол.: Ладино 5006-47. Опочецкий район:
Петровская вол.: Бальтино 1640-02, 03; Момоново 1663-25. Пушкино-Горский район:
Полянская вол.: Поляне 2262-07, 2263-01; Поташёво 2231-01. 1 Может исполняться и на другой, самостоятельный напев.
44. «Поешьте, попейте, наши гостики» (напев 4) Поешьте, попейте, наши гостики. Можно пить,
можно есть, можно чваниться.
Девять печей пирогов печено, десятая — пиво варено.
Красногородский район:
Покровская вол.: Агарышево 1554-26, 26а, 33.
45. «Пора гостям до дому» (варианты напева 1) Пора гостям до дому. Съели кони солому, коло
тыну — «стрякйву», в сарае — мякину.
Красногородский район:
Покровская вол.: Барашково 1544-18; Мозули 1544-03.
Раздел 10 ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ
ОБРЯЖЕНИЕ ПОКОЙНИКА
Умершего мыли, вытирали, одевали, клали на лавку или сразу в гроб.
Мыли тело «на палу где-нибудь, на матрасе. Матрас кладут на скамейки и мыют. Вот в меня за-ловка памёрла — абмыли, паставили, сразу мужукй сабралися, сделали гроб ей. В нас был падгашён [подготовлен] тёс на гроб, гроб сделали, палажй-ли…» (Новорж., Свиномурово 4995-19).
«Были такйи люди старые, каторые хадйли и мыли [покойников]. А если нёкаму, тагда и свай мыли. А воду ёту вынасйли на кресты и выливали, и ётат гаршочик там разбивали. <…> А мыло тоже туда ж атправют, на кастёр… Вот ёта, гаварят, очинь плахая вада, ётой вадой могут падлйть каму-та в другой двор, каму-та што-та сделать могут. Са скатйнай буде тябё плоха. Ты скатйну ни завядёшь, вот если падальёшь ётой мяртвёцкой вады» (П.-Г., Бирюли — Цецы* 5023-16). Воду после омовения покойного выливали туда, где не ходят люди и скот, чтобы не заболели (П.-Г., Осница — Жуково* 5041-04). «Вадйчку куда-нибудь пад забор выливали, ну куда-нибудь падалыые выливали. Вадйчку нельзя кола дома выливать близко. Нельзя палявать в ля-су. <…> [Нельзя покойницкую воду выливать в реку] — а придётца народу пить — разве ж можно так?» (Новорж., Вишлёво — Мартюши* 5042-11).
Одежду и постель покойного СЖИГАЛИ «НА КРЕСТАХ» (перекрестке дорог).’ В д. Соболицы Новоржевского района старую одежду сжигали на улице, а постель — на крестах (Новорж., Соболицы 5017-19). Могли там же сжигать мыло, кружку и гребешок покойного (П.-Г., Осница — Жуково* 5041-04).
«…Раныыи пастели были саломинныи, и вот ёту пастель с саломай вынасйли и зажигали. <…> Всё гаваривали так раныыи, што вот сявонни умер, сжёг сявонни всё ето, а завтра схадй, пасматрй -там, вроди бы, кто будет яшшо? Балыыой след? След буди чилавёчий на ётам пёпли. Если балыыой след, значит, балыыой чилавёк буди умирать слё-душший. Малинький — значит, рябёнак. Вот ёта та-кии приметы были раныыи» (П.-Г., Бирюли — Цецы* 5023-16). Рассказчица из д. Софино Пушкино-Горского района сама видела на пепле след от босой ноги: по ее мнению, это «дух умершего встал, и получился след». По сведениям из д. Софино, соло-
му и одежду покойного жгли в тот момент, когда везли гроб на кладбище; и после этого смотрели, не остался ли след (П.-Г., Софино 5043-04, 08, 14). Когда жгли солому и одежду на перекрестке, примечали, куда ветер дует — в той стороне умрет человек (Новорж., Рудняха — Никитино* 5033-39).
Тело покойного КЛАЛИ НА ЛАВКУ, расположенную вдоль половиц, лицом к иконам — чтобы «глядел» на иконы (во время свадьбы молодых сажали на другую лавку, которая напротив двери, а покойник должен лежать на лавке вдоль половиц; больного клали на ту же лавку, но головой к иконам) (Новорж., Рудняха — Никитино* 5033-39). Тело сначала клали на солому, потом переносили в гроб, куда стелили коленкор, накрывали тоже коленкором.2 Покойник лежал в доме не более двух суток (П.-Г., Гарино 5039-08).
«В гроб клали стружки. Доски страгали, и вот эти стружки клали, пастилали. Патом калянкору пастёлят. А падушку делали с веников — бярёзавый веник ашмуругают, ёти листья, и вот ёту падушичку делали» (П.-Г., Бирюли — Цецы* 5023-1 б).3 «…А падушичку шьють тихонешко так — малёнька, малёнь-ка, малёнька — ня так, как крепко сшивают. Сашьют и ни зашивают савсйм яну — заваротят так маленько» (Новорж., Вишлёво — Мартюши* 5042-11). Когда шьют подушку, узелков не делают (Новорж., До-рожкино 5049-19).
ОДЕВАЛИ покойного в новую одежду. Часто одежду приготавливали заранее.4 Одевали во все новое, чистое: рубашка, платье (или кофта и сарафан), шапочку шили (повой) и платок, вязали тапки из ниток (П.-Г., Осница — Жуково* 5041-04). Мать сохранила венчальную пару и велела схоронить ее в ней (Новорж., Вишлёво — Мартюши* 5042-10). Покойному давали в руку платок, «чтобы утираться», и свечку, чтобы видно было в подземелье» (П.-Г., Осница — Жуково* 5041-04), клали в гроб деньги (П.-Г., Гарино 5039-06).
ЧТЕНИЕ МОЛИТВ И ПРИЧИТАНИЯ У ГРОБА
Над покойным читали Псалтырь — днем и ночью. Читали до тех пор, пока не похоронят и провожающие не вернутся домой с кладбища. Для этого нанимали людей, с ними расплачивались деньгами или продуктами (П.-Г., Осница — Жуково* 5041-04).5
Когда покойный лежал в доме, приходили родственники, соседи, клали деньги на гроб (на поминки, на свечи), прощались и передавали приветы и наказы своим умершим родственникам: «Што мо-же увидишь мою родителку-матушку, передай ей. <…> Скажи моей родителке-матушке, што ж она меня позабыла, горькую сиротушку» (Новорж., Ру-дняха — Никитино* 5034-01).6 «Бывае так, што и пиридают, што: "Пиридавай привет там, мол, увидишь наших — пиридавай привет, расскажи, как мы-та здесь живём"» (П.-Г., Бирюли — Цецы* 5023-16). По местным поверьям, души умерших встречаются на том свете (Новорж., Коротыли — Синичи-но* 5048-05).
ВЫНОС ГРОБА, ПОХОРОНЫ
На похороны никого не приглашали, люди сами приходили (П.-Г., Софино 5043-04, 08). Считалось, что обязательно нужно идти на похороны к родственнику или близкому человеку, иначе увидишь его во сне (П.-Г., Кишкино — Опоч., Мелехо-во* 5011-12).
Чтобы не бояться покойника, при выносе гроба садились на стулья или скамейки, где стоял гроб.7
Покойный лежал «гылавой сюда — к иконам. Патом разварачиваютца и унбсют на палатёнцах» (Новорж., Свиномурово — Ферково* 4995-19).
Когда выносили тело, вслед за гробом бросали жито либо рис, пшеницу, пшено или другое зерно -«к житью», «к жизни, чтобы жить после этого», «чтобы тут жизнь продолжалась». Кидали из миски по народу, который идет за гробом, «посыпали по головам», по полу. Тот, кто остается дома за хозяйку (или несколько человек, которые не шли на кладбище), подметает пол (жито «подпашет»), моет -«такой обычай старинный». Все убирали, освежали комнату, ставили столы.8
Гроб из дома выносили на руках — на трех полотенцах (одно в изголовье, другое в ногах, третье посередине). Крышку гроба («гробницу») несли перед гробом на полотенце (на голове). Для этого использовали специальные полотенца — белые длинные вышитые или коленкоровые.9
Когда покойного выносили из дома, его близкие «голосили, причитывали» («плакали», «плакали голосом», «приголашивали», «голосом голосили», «кричали»), особенно, если покойник «род-ный», «жалкий».10 Вспоминают, что раньше были женщины, которые специально ходили причитать. В д. Толматово жила женщина, которая знала «стишок» — плакала по покойникам при выносе гроба (П.-Г., Галичино — Русское* 4996-02); «голосили» те, кто умеет (кому не «жалко»), приглашали женщину, которая умела голосить (Новорж., Грибано-во 5004-28).
При выносе гроба кричали «ухтиньки», «на ко-во ты меня спокинул» (Новорж., Варитино 5019-24). «Ну, када такйи есть жалкий, так крича, плачуть. <…> Теперь нет таких. Знаешь, бывала, гылася. В нас, бывала, в Усадишши када пакойник, так, ой! Бывала, пу дярёвни-то всё слышна, шо там причй-тывають» (Новорж., Свиномурово 4995-19). В д. Ледово причитывали:
«Нихто ж ни знае пры мае вялйкыя горюшка,
ой, ой!.
Я асталыся адна, горькыя сиротушка, ой! Ой, закрыл ты свай вясёлыи глазыньки. Ох, зыкатйлысь тяпёрь мае тёплыя солнушка, Аставил ты миня, горькыю сиротушку»
(Опоч., Ледово 2268-07).
Выносили покойного вперед ногами, а около дома гроб разворачивали и качали — «шувыкали»: три раза поднимали и опускали — так умерший «прощался с домом». Потом опять разворачивали вперед ногами и несли дальше.11
Поверье: если кто-то из несущих гроб споткнется — значит, он скоро умрет. Однажды женщину из гроба выронили, когда «шувыкали» — «это примета плохая» (Новорж., Ботвино — Стехново* 5045-05).
ДОРОГА НА КЛАДБИЩЕ. До перекрёстка гроб несли на полотенцах. Один человек нес в решете кутью и лепешки12 (несладкие, из ржаной или пшеничной муки). Перед гробом по дороге до «росстаней» (перекрестка) бросали еловые ветки, (теперь возят гроб на тракторе или на машине — бросают ветки вслед).
Электродвигатель 380в купить купить электродвигатель 380.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45