Центрально псковские традиции
Так, обряды, завершающие период сватовства, могли иметь следующие названия: «запйвины» («запивки», «запойки», «зыпивають нявёсту») — в Покровской волости Красногородского района и Ла-дыгинской, Петровской, Лобовской, Звонской, Духновской, Глубоковской волости Опочецкого района.10 «Покладины» — термин встретился в двух соседних волостях левобережья р. Иссы — Велей-ской волости Пушкино-Горского и Ильинской волости Красногородского районов.11 В самой южной точке — д. Огурцово Ладыгинской волости
Опочецкого района (на границе с Себежским районом) — устраивали «Богомоленье».
Термины, обозначающие обряды, завершающие свадьбу (проходят на второй день или через несколько дней после свадьбы), также локализуются на определенных территориях. «Отводины» повсеместно справляли в Опочецком районе (Матюш-кинская, Звонская, Духновская, Глубоковская волости), но есть также единичные сведения из Васильевской волости Пушкино-Горского района. На «хлебины» приезжали в основном на территориях, граничащих с Бежаницким районом, на северо-востоке Новоржевского района (Заборьевская, Жад-рицкая волости), редкие упоминания зафиксированы в Пушкино-Горской волости.12 Один раз встретилось выражение «ездить на пакладку» (в следующее воскресенье после свадьбы) в Первомайской волости Пушкино-Горского района.13
Женский головной убор молодухи повсеместно называется «повой». Название «сорока» встретилось только в Васильевской и Зарецкой волостях Пушкино-Горского района).14 В единичных записях зафиксированы наименования — «сборник» (Новорж., Адо-рье 5004-42), «подборка» (П.-Г., Барашково 5044-24).
Для обозначения свадебных чинов повсеместно распространены наименования: «боярки», «большая боярка» — они исполняют обряды, связанные с невестой, «брат» («братко»), «больший брат» — главный участник в обрядах с женихом. Именование свадебного чина «дружка» зафиксировано преимущественно на востоке описываемого региона, на границе с Бежаницким (Заборьевская, Алтунская, Стехновская волости Новоржевского района) и Пустошкинским районами (Глубоковская, Лобовская волости Опочецкого района). Термины общего распространения: «кашники» — родня и гости со стороны невесты, «поезжане» — родня и гости со стороны жениха («поезда» — в Глубоковской волости Опочецкого района).15 В Васильевской волости Пушкино-Горского района родня жениха именовалась «свадёбниками»,16в Пушкино-Горской волости — «свадьбишниками».17
В центрально-псковской зоне зафиксированы варианты одного напева хорового причитания, исполняемого боярками, и напевы сольных причитаний невесты, ее матери и сестры, включенные в свадебный обряд. Хоровые и сольные причитания исполнялись, в основном, в кульминационные для свадебного действа моменты вывода невесты за стол и наделения.
К редко встречающейся информации относятся записи хоровых причитаний, исполняющихся во время хождения невесты по родне, включающие сюжетные мотивы «поиска умерших родителей» и «благодарения» родственника за угощение (Опоч., Власово 1585-33, 34, 37, 49, 50). В д. Терехи Опочецкого района зафиксирована единичная запись причитания боярок на кладбище (по другим сведениям,
на могилах голосила сама невеста — звучали сольные причитания).18
Полноценные записи напева хорового причитания сделаны в Опочецком районе, особенно яркие образцы записаны в южных и юго-западных волостях района (Ладыгинской и Лобовской). Варианты из Красногородского и Новоржевского районов представляют собой малораспетые, не совсем устойчивые фрагменты причитаний и, соответственно, не дают полной уверенности в их принадлежности к основному типу напева. В Пушкино-Горском районе не зафиксированы напевы и развернутые тексты хоровых причитаний, но по фрагментам текстов и описаниям самого обряда можно судить о единстве причетной традиции в содержательном плане.
Записанные в Опочецком районе варианты напева хорового причитания имеют сходство с образцами, относящимися к локнянско-ловатским традициям. В основе музыкально-поэтического периода данного напева лежит стиховая строка с трехак-центной тонической организацией. Напев отличается развитостью мелодической линии, обилием сло-гораспевов, равномерностью слогопроизнесения.
К особо значительным явлениям местных традиций относится «подводка»-вокализация в хоровых голошениях: старшая боярка исполняет основной напев причитания со словами, а остальные певицы вторят ей без слов, на звук «о-о-о» (см.: «Образцы напевов и текстов свадебных хоровых и сольных причитаний, №№ 1, 2).
Сольные причитания невесты и матери имеют значительное сходство с похоронными голошениями. Напевы сольных причитаний в традициях центральной Псковщины сочетают интонации возгласа, плача и повествования. Характерны малотерцовые нисходящие и опевающие поступенные движения мелодии, квартовые и октавные обороты в межакцентной зоне, октавные сбросы в кадансах. В целом, интонационно-ладовая система напевов сольных причитаний в большинстве случаев в основе имеет заполненную малую терцию с субоктавой и/или субквартой, но возможны и иные ладовые образования. В поэтических текстах сольных причитаний проявляется тонический принцип организации стиха (преобладает тринадцатисложный трехакцентный тонический стих), что не исключает подвижности слогорит-мического показателя (наибольшая вариативность наблюдается в предакцентной зоне первого и второго акцентов). Причитания имеют стиховую или ти-радную композицию. В ритмике причитаний, наряду с равномерной пульсацией, возникают пунктирные группы и характерная нерегулярная пульсация, образующиеся за счет увеличения длительности одного или нескольких предакцентных слогов (Новорж., Макарове 2201-07; Опоч., Авсейково 2167-08, 2168-01). В целом, та или иная конкретная форма ритмики,
интонационно-ладовое строение напева причитания зачастую зависят от эмоционального состояния исполнителя и обстоятельств исполнения причитания.
Свадебные песни и припевки записаны преимущественно в Опочецком и Красногородском районах. Песенный репертуар из этих мест по своим музыкальным закономерностям и по содержанию поэтических текстов обнаруживает связи с южными районами области (Себежским и Невельским).
В Пушкино-Горском и Новоржевском районах записи свадебных песен единичны, имеют фрагментарный характер. Из основных сюжетов здесь встречаются «Князёк молоденький», «Растопися, баенка», «Приехали кашники», «Кто у нас хороший». Можно предположить, что в прежние годы и в этих районах свадебный обрядовый фольклор имел достаточно развитую систему, но ко времени проведения экспедиционной работы (1980-1990-е гг.) живая традиция здесь находилась уже в угасающем состоянии, в связи с чем удалось записать лишь фрагменты текстов и напевов, а также воспоминания о месте песен и причитаний в обряде и об особенностях исполнения.
На территории центральной Псковщины зафиксированы 25 сюжетов свадебных песен, 4 формульных обрядовых напева, из которых два первых (напевы «Растопилась баенка» и «Не было ветров») наиболее показательны и значимы в данной традиции. Напев «Растопилась баенка» (в основе слогоритми-ческого периода лежит тонический семисложник) звучит в разных обрядовых ситуациях: опевание невесты за столом, опевание невесты-сироты, опевание жениха перед отправлением за невестой, величание молодых, корение молодой и кашников. С вариантами данного напева (см.: «Образцы напевов и текстов свадебных обрядовых песен и припевок», № 1) исполняются 10 текстов. Напев «Не было ветров» (силлабический принцип организации стиха и напева) также многофункционален (опевание невесты; сиротские сюжеты; отправление жениха за невестой; встреча жениха в доме невесты; встреча молодых в доме жениха; корение свекрови). С вариантами напева (см.: там же, №№ 2, 3) записано И текстов.
С третьим по значению формульным напевом (там же, № 7) исполняются 4 поэтических текста, по своему содержанию непосредственно связанные с моментом приезда женихова поезда и отправлением невесты к венчанию.
Образцы песен №№ 4-6, 8 представлены в экспедиционных коллекциях единичными записями. В д. Тарасове Заборьевской волости Новоржевского района был записан фрагмент песни «Баслав Бог» (№ 6), которую исполняют первой во время застолья в доме жениха. Этот редкий, но очень значимый обрядовый сюжет в более полном виде зафиксирован в Локнянском, Великолукском, Невельском районах (см. Части V-VII).
52*
Свадебные припевки и плясовые песни, распространенные в центрально-псковской зоне, образуют довольно значительную группу, но не отражают специфики местных традиций, а скорее относятся к общепсковскому «фонду». Эта группа представлена одним образцом свадебной припевки «Сявалку ся-вала» («Образцы напевов и текстов свадебных песен и припевок», № 9).
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45