Поиск по сайту

Центрально псковские традиции

Часто исполнители говорят о том, что невеста во время исполнения хорового причитания боярка­ми сама не причитает, а только плачет, кричит или «ухает»: «Нявёста тока крычйть, плаче. На всю га-лаву крычйть, как эта на[деляют], плаче, ну так што… Хуже как па мёртваму плача. <…> Навёрна, никавб не пригаваривая, а плаче, крычйть всё. За-вярнувши, платым акйнувши и плача» (Опоч., Жгу-ново 2273-02-05). «Нявёста тбльки галбся — плача. А баярки тбльки всё: "О-о-о"» (Опоч., Терехи 2270-07-16). «Бабы причитывають, ана [невеста] плача, сёдя. <…> Бабы всё причитывають. Невесты нёкада была петь, а тока плакыть зыставляли» (Краен., Ба-рашково 1544-19).
Своеобразие центрально-псковской причетной традиции состоит в том, что при исполнении хоро­вого причитания только старшая боярка ведет текст, а остальные подхватывают напев без слов — с распевом на гласной «о».
Исполнительнице из д. Жгуново, Екатерине Дмитриевне Дмитриевой, 1907 г. р., самой прихо­дилось участвовать на свадьбе в качестве боярки. По ее словам, напев хорового причитания звучал беспрерывно, без пауз: старшая боярка запевала следующий куплет, не дожидаясь, когда девушки закончат петь (девушки подхватывали мотив на «о», могли петь со словами): «А са славам уже ётыи не все [пели]. <…> Што тада, када ана [стар­шая боярка] кончила, скаже што: "Пыдайдйте ны-дялйте", — <…> а девки сразу: "О-о-о-о-о-о!" — вот
66-198
так-от. А ана апять сразу гаварйть слава. Вси ёты ня кончили, а ана уже апять гаварйть слава, и апять так падхватывают. Песня полныстью идё. Панимаешь? Мы ня кончили уже вястй, а ана уже начинае гаварйть слава другие. И ана кончи, и апять, ни брасают. <…> Ета тока так начинаешь, а паёшь песню вавсю. <…> А [если девушки] знають — и слава гаварять, даже те ешё раньше падхваты­вают тада уже (и са славам можна), а каторые ня знают, тока голасам вядуть [на "о-о-о"]» (Опоч., Жгуново 2273-05).
По-видимому, эта закономерность исполнения хоровой причети в данном регионе сыграла решаю­щую роль в угасании традиции — с уходом из жизни знатоков, корифеев традиция прерывается.
Важными оказываются также наблюдения са­мих исполнителей о распространении напева хо­рового причитания: «Эта у нас так пели, а вот ни-далёк дярёвни, уже там савсём ня так пели. <…> Тут тожа адна гаварйть, а эты тоже вот так пад-хватывають ей. Как раз голые адйн. Как баярки баярили — голые адйн. Вяздё. Вот я и была там, слышала. Маленькая ешшо сль’шала и чё вот -голые адйн, всё так вядуть тагда» (Опоч., Жгуново 2273-06).
Тексты свадебных причитаний (сольных и хо­ровых) так же, как и тексты причитаний похорон-но-поминального обрядового комплекса, обладают свойством формульности на нескольких уровнях -на уровне кратких словосочетаний (формы обраще­ний, самонаименований, описаний и проч.), на уровне сюжетных мотивов.
Поэтические мотивы свадебной причети можно разделить на непосредственно связанные с обрядовым действием и мотивы общего содержания, выражаю­щие эмоциональное состояние участников обряда.
В формульных словосочетаниях и сюжетных мотивах, не связанных напрямую с обрядом, мож­но наблюдать большую общность между свадеб­ной и похоронно-поминальной причетью (мотивы прощания, разлуки, «своего горя»). Сюжетные мо­тивы, имеющие неразрывную связь с обрядом, об­ладают, как правило, более высокой степенью раз­личия.
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН И ПРИПЕВОК: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ, СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ,
ОЖИДАНИЕ-ПРИУГОТОВЛЕНИЕ;
ВЕСТЬ, НАМЕРЕНИЕ
1. «Мимо двора холоста протекала реченька»
(варианты напева 1)
Мимо двора холоста протекала реченька, по этой реченьке плыла голубушка.
По крутому бережку холостой разгуливал, го­лубушку «завйдывал»:
— Кабы эта голубушка, душа красная девушка да мне, доброму молодцу. Я не дал бы, молодец, ни ветрам «повёяти», ни дождям «попрыскати», ни людям «посмотрёти».
Красногородский район:
Покровская вол.: Карелино 1550-16, 17.
2. «На синем морюшке, на белом камешке»
(вариант напева 1)
На синем морюшке, на белом камешке девка дом поставила.
Пустила похвалу на четыре стороны: — Кто ко мне подъедет, кто в мой терем зайдет, за дубовый стол сядет?
Услышал похвалу разудалый молодец: — Я к ней подъеду, я за дубовый стол сяду. И возьму девчо­ночку за правую ручушку. Увезу девчоночку на свою стороночку.
Красногородский район:
Покровская вол.: Трибесово 1549-01, 03.
3.  «За рекой, за реченькой стояла сосоночка»
(вариант напева 1)
За рекой, за реченькой стояла сосоночка. Возле той сосоночки сидела девчоночка.
К ней подходит Ванечка, берет её за руку: — Пойдём, Леночка, пойдём прогуляемся, на­век «породняемся».
Красногородский район: Покровская вол.: Покровское 1555-07.
4.  «На горе трава растёт» (вариант напева 1) На горе трава растёт, под горой вода бежит. Что на этой горе «прилучалась» девушка — Ан­на Васильевна. (- Ты напой моего коня).
Красногородский район:
Пограничная вол.: Поляково 1637-38 (исполняется при встрече свадебного поезда; фр.).
5.  «Над рекой стоит Божий дом» (варианты на­певов 2, 3)
Над рекой стоит Божий дом. В том дому свечи топятся, девочка Богу молится.
Пришёл к ней отец, зовёт с собой: — Дочушка милая, пойдём со мной. — Папонька дорогой, не пойду с тобой. Ночь темна — да не месячная, а над быстрой рекой моста нётути.
Над рекой стоит Божий дом… Пришла мама к ней…1
Над рекой стоит Божий дом… Пришла сестра к ней…
Над рекой стоит Божий дом… Пришёл милый к ней и зовёт с собой: — Нюрочка любимая, пойдём со мной. — Сашенька, сокол мой, я пойду с тобой. Ночь видна, ночка месячная, а над быстрой рекой мост положенный.
Опочепкий район:
Ладыгинская вол.: Власово 1585-31, 32. Лобовская вол.: Гужово 2298-24. Опочецкая гор. адм.: Опочка 1640-25. 1  Текст повторяется сначала, меняются персонажи (отец, мать, сестра, милый).
ДОЛЯ НЕВЕСТЫ / МОЛОДУХИ
чужая семья
6.  «На улице дождик, на улице частый» / «Се­валку севала, с ведра поливала» (варианты на­пева 9)
На улице дождик, на улице частый. / Севалку се­вала, с ведра поливала: — Ты расти, капустка, ты расти большая.
Брат сестрицу водит, по головке гладит: — Ты расти, сестричка, расти большая.
Отдам тебя замуж не близко — далёко, за Моск­ву три вёрсты. / Отдам тебя замуж в большую де­ревню, в суетную семью.
Куда я ни поеду, к сестре заеду: — Здорова, сест­ричка, здорова, родная?
—   Здоровьем здорова, мне четыре горя, пятая -зазноба: свёкор журливый, свекровка хлопочет, де­верья — «просмйшки», золовки — «смущёнки», муж жену не любит.
—   Поживи, сестрица, поживи, родная. Пере­живешь всё горе — будет твоя воля. Свёкор жур-лйвый — скоро в землю пойдет, свекровка хлопо­чет — худого не хочет, деверья — «просмйшки», са­ми с людей возьмут (деверёк — насмешник, сам не лучше возьмёт), золовки — «смущёнки», сами в лю­ди пойдут. Муж жену не любит — прочь жену не отгонит.
Опочецкий район:
Глубоковская вол.: Погорельцево 2168-03 («Севалку се­вала»).
Петровская вол.: Белоусово 1658-49 («На улице дож­дик»).
НЕВЕСТА / ЖЕНИХ-СИРОТА: ПРИЗЫВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
7.  «Подожди, Манюшка, не спеши на свою сва­дебку» (напев 3)
Подожди, Манюшка, не спеши на свою свадеб­ку, подожди твою мамоньку.
Твоя мамонька «за трём замкам». Первый за­мок — зеленая трава, второй замок — жёлтый песок, третий замок — гробовая доска.
Мамонька у Христа просится: — Свет Христос, отпусти на землю, посмотреть своё дитятко, как она наряжена.
Наряжена по-господскому, посажена по-сирот­скому.
Опочецкий район:
Звонская вол.: Черницкое 2298-34.
8.  «Ягодка, черна смородинка» (варианты на­певов 2, 3)
Ягодка, черна смородинка. Оленька, сиротуш-ка, попроси пташечку-соловеюшку, чтобы слетал на ту крутую могилушку (горушку), где зарыта мать твоя.
Мать твоя «за трём замкам». Первый замок -жёлтый песок, второй замок — гробова доска, тре­тий замок — «белова точа».
—  Встань-проснись, родна матушка. Ты слетай на ту горенку, где сидит твое дитятко. Как она на­ряжена, как она посажена. Надели, родна матушка, отпусти своего дитятка во Божью церкву.
Опочецкий район:
Глубоковская вол.: Рассохи 2851-21, 22.
9.  «За рекой, за Невой там церковь стоит» / «Посиди, Манюшка, за дубовым столом» / «Васина мама три дня Богу молилась» / «Вот стучит, вот гре­мит сыра мать-земля» (варианты напевов 2, 3)
За рекой, за Невой там церковь стоит. Во той церкви свечи топятся. / Посиди, Манюшка, за дубо­вым столом, погляди свою матушку. / Вот стучит, вот гремит сыра мать-земля. Идёт родна маменька.
Там матушка (батюшка) Богу молится, у Хрис­та домой просится (Васина мама три дня Богу мо­лилась): — Боженька, сам Христос, отпусти домой (ах ты, Божа, мой Божа, пусти с неба на землю) по­глядеть сироту снаряжённую, как красиво снаряже­на, как высоко посажена. / Маменька и папенька просятся у самого Христа с неба на землю: — Отпу­сти нас на сироту поглядеть.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Холмский район.
  • Районирование и климат
  • Интересное