Поиск по сайту

Центрально псковские традиции

— мясо (Краен., Габоны 1615-10).
В конце застолья свекровь выносила «КАШУ». «Ставять кашу — "паслёдняя паядуга",38 паслённяя. Кашу ставють, и в кашу — ложку. А тада ситцем ня-вёста крбеть. А вот ёта уже тагда свякрбука и пляше с этым ситцем кругом: <…> раньше старый плясали всё бачком. <…> И ситцем махая на весь народ. Хвастае, что вот, мол, нявёста какая мая багатыя! <…> Вси сталы пакрыты. А што кричать: "Стенку нада рубить!" — эта што ситцу-то мнбга. "Стенку нада рубить!" — кричать. А вот тагда свякрбука пад-хбдя, беря ётыт ситец, и пляша» (Опоч., Горки 1617-01). В д. Габоны ситцем накрывали «немазанную» житную кашу, после чего гости (кашники) на ситец клали деньги, гостинцы. Потом этим ситцем окру­чивали жениха с невестой и заставляли плясать (Краен., Габоны 1615-10).
«А кашу уж ставит хазяйка (там мнбга людей на свадьбе, есть специальна нанятый), вот ставить эту кашу и кричать: "Руки гарять, руки гарять!"39 А тагда маладушка вот выкидывала што-та — пёрва сйтиц раскйня, а патом мыладушка эта выкидывала што-та кухаркам, катбрые гатбвили абёд. (Й)им выкидывают платки галавныи, пирёдники, кто ча-во, кто варежки, у кавб што пригатбвлено, у мыла-духи. <…> А кагда паставя кашу на стол, тада вот ана сйтец [вытягивает] — не нявёста, а мать нявёсты. <…> Кто гаварйть: "Сйтец палятёл, сйтиц паля-тёл!" — "А мы прижмём!". И, значит, деньги кладут ешшб на сйтец: "Ни улятйть сйтиц никуда"» (П.-Г., Поляне 2263-02). «Кашу ныкрывать. Вот нацина-ить, вот нацинаить — с парбгу. И, вот тянуть — вот так — пы стадам, пы сталам ётым ситцем. Если ситец аставши, крицать: "Рубим стяну, рубим стяну!"40 "Рубим" — ти сйтцу деть нёкуды. А тут сзаду кри­цать: "Сйтиц вётир панёс, сйтиц вётир панёс!". А тутынька баба яйцы кладе, штоб сйтец держаусе. <…> "Вот, мая дацка ёдя — я кладу, я. Я уже, у меня сотня яёц падгашёна с карзйнкуй"» (Опоч., Ма-тюшкино 1631-01).
Гости за столом приговаривали: «Каша без пад-мажки, прося пакрывашки!» — и ложки втыкали в кашу. Когда покрывали кашу «точей» [материей],
гости отходили от стола. Эту кашу не ели (потому что каша «немазанная») (Краен., Кривошляпы 1583-02).
После застолья невестина родня уезжала: «Ня­вёста ни правбдит [гостей], если правяла, значить жить ня будит — такая примета была, ни правбдит» (П.-Г., Поляне 2263-02).
ВТОРОЙ ДЕНЬ СВАДЬБЫ
Утром будили молодых — «РОЖКИ СБИВА­ЛИ»: соседи собирались молодухе «рожки сби­вать», «чтоб не была рагатая». «Гаршбк разабьют, и всё, как вайдут в дом. Тблька — раз! — и кинут гаршбк». Считалось, что если невесте не «сбить рожки», то будут скандалы в семье (П.-Г., Бабины 2282-01). «Рбги сбивают» — «чтобы невеста была спокойная, не бунтовала бы семью». Тому, кто при­ходил, невеста дарила перчатки (П.-Г., Смолены 1629-09). «Ашшё патом утрым приходит какой-ни­будь парень. Или там два сыбярутца. Гаршбк бьют. Сюда, к мыладым. Эта нызываетца "рожки сбила". Штббы маладая была спакбйная. Придут в кварти­ру, как шарнут, гаршбк разабьют. А им нада на­лить за ёта, вот. <…> Знаешь, парням — хбхат-грб-хат! Им пасмяятца» (Новорж., Рудняха — Никити-но* 5033-36).
На второй день «кашники» приезжали в дом же­ниха на угощение: «Уже назавтре кашники были. <…> Ну, свай рбнные там сабраные — тётки там, плямённицы какйи — ёдуть уже назавтре» (Краен., Барашково 1544-19).
Кашникам выводили РЯЖЕНЫХ «молодыми»: «Назавтре, к вечеру, ёдуть кашники». Там «свай чу-дяса тбжа». Сначала угощали, а как «разгуляютца, патом падвбдють кашникам разных: абдёлають ка-кую-нибуть девку, или женщину проста и мущину, падхбдють, здарбвкаютца, нарбшна (эта шутки). А кашники кричать: "Эта ня наши, спрячьти!". И вот нёскальки пар — три, чатыри, а то и больше привя-дуть, всё кашники кричать: "Ня наши". Пака мала-дых привядуть, настаящих. <…> [Тогда] тбжа вмес­те с кашникам за стол. И вот эта свадьба прадбл-житца» (Опоч., Терехи 2267-04).
На второй день молодая вновь могла ДАРИТЬ подарки: «Каму перщатки ширстянь’ш, бабушки ка-кой-та — плат. То што вот такое — небалыийе падар-ки. Раньше балыийх падарак ня делали: не с чева была раньше падарки балыийе делать. <…> И пыя-са дарила. Если свёкар есть, падарйть рубаху, бу-вае, и поясом завяже. Курил — кисет сашьё» (Опоч., Бездедово 2241-11).
Во время застолья на второй день свадьбы бабы выясняли у жениха, «честная» невеста или нет: «А тут крицать, а тут крицать бабы зы сталбм: "Тарел­ку бьём, тарелку бьём, тарелку бьём!" <…> Анну
65-^8
разбили, другую бьють, стакан кйныли. А ён встал и гыварйть: "Прашу я вам, граждане, пасуды ня бёйти. Вочень пасуда крёпкыя была". <…> Цёсная дёвка аи не? А ён атвецал, што: "Вочень была пасу­да крёпкыя"» (Опоч., Матюшкино 1631-01).
В этот день молодицу «ИСПЫТЫВАЛИ», по­ручали ей подметать пол, ходить за водой и др. При этом ей кто-нибудь мешал работать и требовал вы­куп: «Я падмятывыю, а кто-та ходит, ширушйть на-гам апять туда. Я замятывыю, а кто-та ходит, нагам ширушйт. <…> Для ётыва, што как — сярдйтая ня-вёста будет или нет? Да сколька ж я магу уммятать, а ты мне всё будешь мешать! Калй кто-то принясёт выкуп этыму чилавёку, што: "Да ладна, давольна, на тебе вот, не мешай уметать"» (Опоч., Черницкое 2298-38).
Молодую заставляли топить баню, квашню ме­сить, «хлебы печй». За водой идти на колодец — на­до пояс привязывать. «Вот пошла молодуха за во­дой — бери с собой кисет, или два там, или три.
Идуть другие мужики, мол — "воду выльем, давай, молодуха, кисет". Вот, кисет давали» (П.-Г., Ки-риллово 5009-34). В баню первый раз молодуха по­шла — надо на каменку класть пояс. Пол подметать первый раз — тоже пояс надо привязывать (Краен., Трибесово 1549-17). Молодая должна была ода­рить всех, кого она могла встретить в этот день на улице.
ОТВОДИНЫ («ХЛЕБИНЫ»)
Спустя какое-то время родня жениха приезжала в дом родителей невесты на угощение. «А патом уже паёдут, через неделю, едут на атводы. Там апять гуляют. <…> Эта уже как сватьи знакомятца. <…> Пять штук ёдит на атводины. Штобы всё не парны были» (П.-Г., Бабины 2282-01).
«Потом они ездили на хлебины, через неделю. Значит, невестины родители зовут невесту, жениха и йхных родителей» (П.-Г., Кириллово 5009-36).
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ СВАДЕБНЫХ ПРИЧИТАНИЙ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
В центрально-псковских традициях хоровые и сольные причитания играют ведущую роль в дове-нечной части свадебного обряда. Их поэтические тексты раскрывают последовательность обрядовых действий, выражают эмоциональное состояние уча­стников.
Главными участниками на этом этапе свадьбы были исполнявшие в обряде функцию боярок жен­щины, которые хорошо знали тексты, напевы при­читаний и порядок обрядовых действий. По рас­сказам исполнителей (вспоминают чаще всего о свадьбах, проходивших в 1920-1930-х годах, либо со слов матерей — о свадьбах конца Х1Х-начала XX вв.), боярками в это время были пожилые жен­щины или старухи, а девушки (собственно подруги невесты) уже не умели «боярить». Надежда Серге­евна Исакова (1912 г. р.) рассказывает о том, что ее бабушка ходила «в боярки»: «Вот называли их баяркам. Вот анй па свадьбам пели, ёти. Ну канёш-на, я её уже, и бабушку-та, сшитай, ня помню. <…> А эта уже ня дёвачки с нявёстый, а эта абык-навённыи настаяшшии баярки такйи. В свадьбу их сабирают, там мбже чилавёк пять или чатыри…» (Новорж., Рудняха — Никитине* 5033-34). Бывало, что боярок собирали много: «Вмёсьте пают, там сколька их, может быть бувая и мнбга баярак, и да пятнадцати челавёк, бувает и семь, пять, сколька как, у нас — што больше, то лучши» (П.-Г., Поляне 2263-02).
Об обстоятельствах и характере исполнения хо­ровой и сольной причети есть немало свидетельств народных исполнителей:
«И таким пранзйтельным гбласом [пели], што все рявут, плачут. Абычна делали так, штоб нявёста плакала, гыварят: "Ни наплачитца зы сталбм, то наплачитца зы сталббм", — тут плахая жизнь буди ей» (П.-Г., Поляне 2262-07). «Ну, яна [невеста] пла­ча, и к ей вот нанята какая баба — специально па
свадьбам ездя. Тая причитывая кавб-то. <…> Я еш-шо савсём пацанкой была. Так три старухи бь’ша взята: причитывали. Так уже вбласы дыбам. Я как сичас вздумаю, Госпади! — что как на тот свет ат-правляють — всякую причитывають. <…> Гбласам вси — три там или две — вси разам анну песню. И вот, как завядуть, как волк в балбте!» (П.-Г., Мо-шино 2258-12).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Холмский район.
  • Районирование и климат
  • Интересное