Поиск по сайту

Центрально псковские традиции

Сваты могли сначала приехать посмотреть де­вушку — на вечёрку. Если девушка понравилась, то потом ехали сватать. Бывало, что кто-нибудь из знакомых похвалит девушку, и тогда сразу ехали сватать (П.-Г., Александровская Слобода 1620-07).
Приезжали вечером, «штоб ня знали люди, что аны приехали свататца, <…> штоб народ в избу ня шёл бы» (Краен., Трибесово 1549-22; Опоч., Тряпы 1622-01).
На сватовство приезжал жених с кем-нибудь из близких родственников: «С женихом кто-нибудь -или атёц, или кто. Калй атца нету роднава, так ка-во-нибудь папросют — адйн жанйх не ехал» (П.-Г., Стречно 2252-09). Иногда сват и сваха приезжали без жениха (П.-Г., Ганьково 5028-17), и невеста в первый раз могла увидеть будущего мужа только в церкви.9
Для того, чтобы сватовство было удачным, сва­ты, зайдя в дом, «КЛЮКИ МЕШАЛИ»»5 (шли в угол, где стоят ухваты, кочерга, и грохотали ими): «Вчитвяром аны приехали, зашли в избу и начали клюкй кидать па избы» (Новорж., Свиномурово 4995-06). Когда сваты выходили из своего дома, им наказывали: «Помахай клюки, скорее высвата­ешь!». Сваты могли приходить с «повойником» в кармане,11 сват опоясывался «путами»12 — веревкой, которой «путали» коней (свата примечали по этой веревке).
Диалог с родителями невесты вели не прямо, а иносказательно: «Нет ли у вас овечки продажной?».
Им отвечали: «А вот — три лежит, любую выби­рай».13 Если невесту не хотели отдавать, говорили: «"Ни атдадйм мы", или "молада", или "не ндравит-ца жанйх", или, там, може "радйтели жениховы не ндравятца". <…> Если присватают, сагласятца, вот тагда уже дагавариваютца, кагда свадьба буде, скольки чилавёк будут на свадьбу приглашать, <…> скольки, што и как будут делать. Адна жени­хова старана будет делать свадьбу или абёи» (П.-Г., Стречно 2252-09).
Если невеста не хотела идти замуж, то она не выходила к сватам, а если была согласна — сразу выходила.14
Во время сватовства жениха и невесту могли от­править кататься по деревне на лошадях.15
Как только сваты договаривались между собой, родители невесты ставили самовар,16 приглашение к столу означало согласие: «"Вот за стол, пожалуйста, садйтися!" — стало быть, нявёста высватана» (П.-Г., Воронково 2283-12). Застолье в доме невесты могли устраивать сразу после сватовства или на другой день и называли его «ЗАПИВИНЫ» («запивки», «запивають нявёсту») или «ПОКЛАДИНЫ». Если запивины были на другой день, то приглашали крестных, близкую невестину родню, жених также приезжал с родней.
Во время «покладин» невеста ДАРИЛА жениху платок или рукавицы — это означало, что дело сде­лано (П.-Г., Александровская Слобода 1620-07, Краен., Кривошляпы 1583-02); «невеста отдаривая — даё по дяннйцам или по плату, а жениху шаль за-вязывыя» (Краен., Трибесово 1549-22). Для сватов специально готовили подарки: «Вот еяводня прие­хали в сваты, у тебя уже нагатовлена — наскй, перш-чатки там, или рукавицы, пыясы. Вот хто приехали в сваты — садятца за стол, если сагласны идти. И вот тада нявёста павязывае… Хто приехавши — две или три бабы там, аль мужшйна? Платок, мужшйне -[на] шёю платок (шёлкавыи больши раньши были)» (Краен., Барашково 1544-19). «Свату — рукавицы, пояс, платок. Эта уже нызываетца — дары» (Опоч., Черницкое 2298-38). Могли также обмениваться по­дарками.
В заключение сватовства в знак совершившего­ся договора делали БОГОМОЛЕНЬЕ: «Бувала, памолютца Богу, как высватають, и паёдуть дамой, и всё» (Опоч., Огурцово 1623-15).
После отъезда сватов мать невесты начинала плакать (Новорж., Дорожкино 5049-10).
В ближайшие дни после сватовства родители невесты (или кто-то из близких родственников) ез­дили смотреть хозяйство жениха — «ДОМ СМОТ­РЕТЬ», «СМОТРЕТЬ БОГАТЕСТВО»: «И на слё-душший [день] могут паёхать пыглядёть — скатйны в ево скольки там? Хлеба — в анбар пыглядять. Да­же в падвал влёзуть — картошку пасмотрють, што
скольки там в яво веяво ёсь, всё асмотрють. Если вйдять, што самастаятельна живуть, харашо, зна­чить тада савёт дають» (Опоч., Тряпы 1622-01).
Бывало, что родные жениха хитрили: если бед­ный жених, мало хлеба в засеках, делали так — опро­кидывали бочку и сверху дно прикрывали зерном (а бочки-то пустые!) (П.-Г., Александровская Слобо­да 1620-07). «Насыпаны квашни хлебам, рожью. Стайть квашня, [как будто] полная» (Новорж., Сви-номурово 4995-06).
Окончательное согласие на свадьбу родители невесты давали только после того, как посмотрят дом жениха. Если что-то не нравилось, то могли от­казать сватам.17 После отказа жених мог отдать за­лог, но мог и оставить его себе (Новорж., Рудняха -Никитино* 5033-32).
ПРИГОТОВЛЕНИЯ К СВАДЬБЕ1»
Срок свадьбы назначали с таким расчетом, что­бы невеста успела подготовить ПРИДАНОЕ и по­дарки. Но в большинстве семей приданое готовили задолго до свадьбы, уже с двенадцати лет девочкам начинали собирать сундуки (Опоч., Матюшкино 1630-34).
В момент подготовки к свадьбе невесте помога­ли подруги и родственники — шили, вязали, стегали одеяла. В приданое невесте собирали постельные принадлежности («постель») — перину, подушки, одеяла; в сундук складывали «новины» (новое до­мотканое полотно — холст), наволочки, простыни и ткань на матрацы, подзоры, «завесы», тканые ска­терти, занавески, вышитые полотенца, носовые платки, кисеты. В богатых семьях в приданое дава­ли шкафы, комоды. Родители также давали в при­даное деньги, скотину.
Полотенца были «палатняныи тагда, пёстрый, льнянь’ш» (П.-Г., Стречно 2252-09), полотенца вы­шивали по канве, кружева вязали крючком.
«Гашатца19 к свадьбе»: подарки надо и свату, и сватье, как замуж идёшь — «полный узел навязан дяннйц20 да насков — вси раздавали. И роду всяму чиста нала бь’ша атдарйть!». Что невеста «гашйть-гашйть, вяжа-вяжа — всё чиста раздаст» (Краен., Трибесово 1549-22). В д. Колтырево на подготовку к свадьбе «срок откладывали» на месяц — «пакуда всё подгашйшь». Жених часто приезжал к невесте, боясь, что она раздумает и выйдет за другого (Краен., Колтырево 1615-19).
В один из дней до свадьбы жених приезжал за невестой и привозил ее в свой дом — «ЗАВЕСУ МЕ­РЯТЬ». Невеста снимала мерки, потом шила зана­весы из марли или вязала (П.-Г., Александровская Слобода 1620-07).
По существующему обычаю, жених должен был КАТАТЬ НЕВЕСТУ на лошадях: «Вместе едуть
[жених и невеста], и там яшшо хто-нибудь с (й)йми — то друг, то таваришши, стало быть яшшо на ло­шади. Лошадь разукрашена — с званкам, с бубенкам (это ишшо вот как бабушки наши ишлй). <…> Свадьба-то ня сразу дёлаласе, ну, пакуль пригато-вютца. А кагда жениху время есь, он приязжая к ня-вёсте, нявёсту беря, и паёдуть па дирявням, паката-ютца» (П.-Г., Пачёсанье 2255-04).
КАНУН СВАДЕБНОГО ДНЯ
Канун венчального дня насыщен обрядовыми действиями. Среди них выделяются:
—   посещение сиротой кладбища;
—  хождения с «красой» (или без «красы») по улице либо катание на лошадях;
—   обход домов с просьбой благословить, при­глашение родни и крестных на свадьбу (это же дей­ствие могло происходить и в канун, и утром следу­ющего дня, перед наделом — в данном описании см. раздел «Утро свадебного дня»);
—   обрядовая баня.
Все эти действия сопровождались обрядовыми шествиями невесты и боярок. Огромную смысло­вую нагрузку выполняли художественные формы, сопровождавшие эти обрядовые действия — хоро­вые и сольные причитания.21
В качестве символа «девичьей красы» на данной территории практически повсеместно использова­лись украшенные решёта (одно или несколько), ко­торые во время шествия несли над головой невесты или других участников обряда, в некоторых вари­антах (северо-западные волости) в качестве «кра­сы» использовалась наряженная ёлочка.
Каждый из перечисленных эпизодов мог суще­ствовать независимо от других, но в большинстве случаев они объединялись в развернутые обрядо­вые действия. Так, с «красой» водили невесту на кладбище; с «красой» ходили по родне; могли сна­чала идти по деревне на кладбище, а на обратном пути — по родне (с «красой» или без нее). Кроме то­го, часть этих действий или все они (кроме банного обряда) могли быть перенесены с кануна свадьбы на утро следующего дня.22
о- Невесту-сироту водят на кладбище Накануне свадьбы, вечером, невеста-сирота с подружками ходила или ездила на кладбище. «Там причитывали всяво… Как аны извали яну на свадь­бу — матку. <…> Аны крычали, што: "Пыдайдй (апять тожи крычали, што), ныдялй…"» (Опоч., Жгуново 2273-06).
На кладбище невеста голосила, просила у роди­телей прощения и благословения:
«Падаймйся, буйный ветер, Разрый мать сырую зямлю,
Аткрэйся, грабнйца бёлыя, Встань, май матушка ронныя, Ныдялй ты миня, горькыю сироту…»
(Новорж., Дорожкино 5049-08, 18).
«Радйтилька мая матушка, Прилятй ка мне, сйзуй загонюшки. Ой! Ой! Аставила ты миня, сиратйнушку. Ой, ой! Благаславй ты миня, мая радйтилька, Прилятай ка мне, миня правёдавай! Ой! Ой! Ой!»

Изотермический холодильник переносной что собои представляет сумка холодильник.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • В Псковской области в Острове открылся кинотеатр
  • Холмский район.
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Интересное