Центрально псковские традиции
Краткие формы колядок-«попрошаек» преобладают в районе правобережья р. Великой (Пушкино-Горский, Новоржевский, прилегающие волости Бежаницкого района). При этом есть единичные записи колядок с неполным или искаженным припевом («Вино гарадй, красную-зялёную», «Красное-зялёное» — Новорж., Рогаткино 5031-04, 06; Марьино 5032-14), или сам текст колядки включает лишь зачинную формулу классического «виноградья»: «Пришла Каляда накануни Раждиства, канун пра-здничка-винаградничка» (Новорж., Деревицы 5199-01). В большинстве случаев припев отсутствует. Единичны записи колядок с припевом «Колида» (Опоч., Мишнево 1648-28; Власово 1585-53). Развитые формы «виноградий» распространены и имеют хорошую сохранность на левобережье среднего течения р. Великой и в бассейне ее притоков (в Крас-ногородском и Опочецком районах). Напев «виноградий» на данной территории отличается устойчивостью, поэтический же текст обладает значительной степенью вариативности.
Собственно обрядовых масленичных песен в описываемом регионе не зафиксировано. Бытующие здесь масленичные припевки представляют собой скорее частушки, приуроченные к Масленице. Включение их в раздел календарно-обрядового фольклора объясняется обстоятельствами и харак-
тером исполнения (пели, когда собирались на улице, когда жгли пучки соломы, когда «Масленицу жгли»).2 Более того, часто тексты данных припевок могли «кричать», то есть форма исполнения была аналогична исполнению обрядовых выкриков. Записи масленичных припевок выполнены преимущественно в Опочецком и Новоржевском районах, но упоминания и фрагменты аналогичных текстов встречаются также в Пушкин о-Горском районе.
Волочебные песни представлены двумя напевами, с которыми исполняются поэтические тексты, имеющие единую сюжетную основу. Краткий напев с припевом «Христос воскрес» локализуется в волостях Новоржевского района (Оршанской, Дубровской, Жадрицкой, Юхновской). Более развернутый напев с припевом «Христос воскрес, Сын Божий» распространен повсеместно в Опочецком районе и Заборьевской волости Новоржевского района.
Закликания Мороза распространены в Опочецком и Новоржевском районах. Масленичные выкрики, приговоры на севе и жнивье записаны в Опочецком, Новоржевском и Бежаницком районах.
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД на территории центральных районов Псковщины можно охарактеризовать как единый комплекс, поскольку и ход обрядовых действий, и песенный репертуар в большой мере однородны.
Зафиксированы три вида свадебного обряда (различия не локально-географические, а обусловленные семейно-бытовыми обстоятельствами): первый — свадьба «крадком» («крадучи»); второй — со сватовством, но после сватовства невеста переходит в дом жениха и живет там до свадьбы; третий -«обычный» вид свадьбы, включающий все довенеч-ные обрядовые действия в доме невесты.
Свадьба «крадком» в большей степени распространена в Пушкино-Горском и Новоржевском районах. Во многих случаях, девушка выходила замуж «крадком» тогда, когда ее родители по какой-либо причине не соглашались на свадьбу. Но иногда встречается информация о том, что парень и девушка предупреждали родителей о своих намерениях, и даже были периоды, когда такой брак допускался.3
Второй тип свадебного обряда (жених увозит невесту фазу после сватовства) является специфическим для данной традиции. Он встречается в Велей-<мсой, Пушкино-Горской, Новгородкинской волостях Пушкино-Горского района, Вишлёвской, Алтун-ской, Стехновской волостях Новоржевского и Ма-тюшкинской волости Опочецкого районов. В целом, места распространения данного типа обряда совпадают с территорией бытования пасхальных костров, что свидетельствует о единстве местных традиций.
Третий вид свадьбы является основным и самым распространенным. Он представляет собой развитый комплекс обрядовых действий, в котором осо-
бенно насыщенными оказываются моменты, связанные с обрядовыми шествиями, происходящими в канун и утро венчального дня (когда боярки «водят» невесту — в баню, на кладбище, по деревне с «красой» и по родне), а также обрядовые столования (и в доме невесты — наделение, опевание невесты, и в доме жениха — величание новобрачных и гостей).
При общем единстве структуры свадебной обрядности описываемого региона можно выделить некоторые моменты, служащие показателем специфических особенностей местных традиций.
Признаком, имеющим локальное распространение, является обрядовое действие — застилание избы соломой. Встречается в северо-восточной части Новоржевского района (в Заборьевской, Заре-ченской, Стехновской, Алтунекой волостях).4
Канун свадьбы в доме невесты повсеместно называется «вечерина», реже — «девишник» (Опоч., Петровская волость, Белоусово 1659-19).
Обряд чесания головы невесте (во время вечерины или утром свадебного дня) оказывается почти утраченным в данном регионе. Упоминания о нем встречаются в Пушкино-Горской волости, Зареченской волости Новоржевского района, Ладыгинской, Норкин-ской, Духновской волостях Опочецкого района.
В Пушкино-Горском и (частично) в Опочецком районах на вечерине устраивали гулянье (иногда в другой избе) — плясали, водили хороводы (П.-Г., Стречно 2252-01).5
Повсеместно накануне свадьбы невесту водили в баню (наиболее плотно обряд фиксируется в Опочецком и Новоржевском районах). В Новоржевском районе записаны причитания невесты и матери, исполняющиеся после бани (Алтунская, Вёскинская, Стехнов-ская волости).6 Только в Оршанской волости Новоржевского района зафиксирован обычай водить невесту-сироту после бани «на кресты» («на прогон»), где боярки причетом призывали умерших родителей.
К редким сведениям относится информация о совершаемом утром свадебного дня обряде вывода невесты-сироты на улицу (в поле), где она причитает с боярками (призывает родителей) и кланяется на четыре стороны — отдельные записи сделаны в Жадрицкой волости Новоржевского района, Полянской волости Пушкино-Горского района, Покровской волости Красногородского района. От исполнительницы родом из д. Черняково7 Новоржевского района записан причет невесты-сироты (исполняющийся во время обряда наделения), содержащий сюжетный мотив призывания «сесть под окошечко, посмотреть в даль-долинушку, за синее морюшко», чтобы увидеть «не плывёт ли лодочка, не спешит ли батюшка».8 Вероятно, для центрально-псковских традиций — это периферия распространения данного сюжетного мотива, а центр ее расположен в районах локнянско-ловатской зоны.
52-198
Обряды вождения невесты с «красой» распространены в данном регионе повсеместно и имеют большое количество вариантов. «Красу» носили накануне и утром свадебного дня, с ней ходили вдоль деревни, а также заходили на кладбище или к родне (приглашать на свадьбу). Нести «красу» могли боярки, девушки, сама невеста, парни из деревни невесты, мужчина (Опоч., Решетниково 2275-01 — единичное сведение). Порядок следования участников и форма шествия также варьировались (кто за кем идет; как идут — рядами или друг за другом; несут «красу» вдвоем или по одному и др.). «Краса» невесты — это решето (или несколько решет), накрытое платками, украшенное лентами, в нем — хлеб-соль, икона. Также встречаются сведения о том, что в решето клали зерно (Краен., Агарышево 1554-30); в решете — ячмень, хлеб, икона (Краен., Мыза 1644-03); икона, пястка жита — «к житью» (Опоч., Ровный Бор 2862-08); хлеб-соль и шерсть (Опоч., Решетниково 2275-01); ржаной пирог, завернутый в полотенце, сверху — бумажный венок (Опоч., Бочкари 2814-01).
Только в северо-западной части описываемого региона (Пушкино-Горская, Зарецкая, Васильевская волости Пушкино-Горского района, Партизанская волость Красногородского района) бытовала другая форма красы — украшенная ёлочка.9 Вероятно, это периферия уже другой традиции, уходящей в Островский и Пыталовский районы.
К редко встречающейся информации относятся также следующие сведения: на дугу лошади жениха привязывали ёлочку (П.-Г., Пачёсанье 2255-04); невесту с женихом вместе с санями качали на руках — «шувй-кали» (П.-Г., Стречно 2252-01); свекровь выходила встречать молодых в вывороченной шубе (Опоч., Черницкое 2298-40); молодые по шубе заходили в дом жениха (П.-Г., Александровская Слобода 1620-07); гостей во время застолья «шувыкали» — качали (П.-Г., Бакино 2262-05; Селихново 4994-29); «глазуха» — так называли посторонних, приходящих смотреть на свадьбу (Новорж., Ругодево — Загорье* 4997-39; Лади-но 5006-46); кашникам на второй день свадьбы выводили ряженых «молодыми» (Опоч., Терехи 2267-04).
Обрядовая терминология также имеет важное значение при определении специфики местных традиций.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45