Поиск по сайту

Центрально псковские традиции

Алтунская вол.: Дорожкино 5049-20, 22, 23, 26.
Вёскинская вол.: Гридино 5047-10.
18.  «Дождь, дождь, грабани»
Дождь, дождь, грабани, нас на печку загони.
Новоржевский район:
Алтунская вол.: Дорожкино 5049-21, 24.
19.  «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко»
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко, по­свети немножко. Твои детки плачут, по камешкам скачут, масельце макают, свечки зажигают (пушки свои теребят).
Новоржевский район:
Алтунская вол.: Дорожкино 5049-25, 27.
СЧИТАЛКИ
21.   «Па дусту, па насту»
По дусту, по насту, по лебераманасту, пйва-лй-ва, два алтына, луковка.
Сначала говорят: «Чур я считаю», потом — нуж­но дотронуться «до неба», до земли и до человека.
Красногородский район: Пограничная вол.: Кунгово 1643-20.
22.  «Стакан, лимон, выйди вон»
Новоржевский район: Заборьевская вол.: Голубево 2187-11.
23.  «Ситки-бритки»
Ситки-бритки, вороньи копытки. Сам воронец, выйди вон, наконец!
Новоржевский район: Заборьевская вол.: Голубево 2187-12.
24.  «Горю, горю пень, кого поймаю, того съем»
Опочеикий район:
Глубоковская вол.: Рупосы 2851-42.
25.  «Солнце, месяц, вырви травку»
Солнце, месяц, вырви травку, положь на лавку. — Кто взял? — Я взял. Рыди, выйди.
Опочеикий район:
Звонская вол.: Посихново 2277-05.
26.  «Раз, два, три, четыре, пять -ты идешь искать!»
Пушкино-Горский район: Пушкино-Горская вол.: Бирюли 5023-20.
Раздел 8 СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
СРОКИ СВАДЬБЫ, ОСНОВНЫЕ ВАРИАНТЫ СТРУКТУРЫ ОБРЯДА
Обычно свадьбы проходили зимой, в мясоед (на «зимней мясоди»), реже — в другое время. Нельзя бы­ло устраивать свадьбы в периоды постов.
На территории центральных районов зафикси­ровано несколько вариантов свадебного обряда.
Наиболее распространенный вариант включал все основные обрядовые действия: сватовство; под­готовку к свадьбе (невеста готовит дары); обряды кануна свадебного дня; довенечные обряды в доме невесты и жениха утром свадебного дня; венчание; послевенечное застолье.
При этом порядок событий венчального дня и место в обряде свадебных застолий могли быть раз­личными:
а) жених приезжает за невестой, они едут под ве­нец, потом — в дом жениха, и там устраивается за­столье;
б) после венца возвращаются в дом невесты, пи­руют, затем едут к жениху;
в) жених и невеста едут к венцу раздельно, каж­дый из своего дома; после венчания — в дом невес­ты, а вечером — в дом жениха.
В некоторых деревнях встречается редкий обы­чай, когда после сватовства жених увозит невесту к себе, где она живет до свадьбы, а накануне венчаль­ного дня невесту привозят домой. Далее следуют все необходимые обрядовые действия в доме невес­ты. Отъезд к венцу и свадебное застолье проходят по одному из вышеописанных вариантов.
На данной территории были распространены также свадьбы «крадкым» («бегом»)1 — когда жених увозил невесту с гулянья (вечера, ярмарки) прямо к себе домой. Через какое-то время молодые приезжа­ли просить прощения у родителей невесты, «мири­лись». Затем либо договаривались и назначали день свадьбы, либо отказывались от проведения свадьбы.
ЗНАКОМСТВО, ВЫБОР г
В деревнях браки по взаимному согласию, по любви не были редкостью. Парни и девушки знако­мились и договаривались о свадьбе заранее — на ве­черах и ярмарках, в праздники. Однако роль роди­телей в выборе невесты для сына или жениха для дочери была все же решающей.
Родители могли выдать дочь замуж, не спраши­вая ее согласия.3 «Старики были хазяева над мыла-дёжью. <…> Выбирали хароших, штоб трудяга был и штоб пабагаче был. Ну, вот, дагавариваютца, а с маладой [с невестой] даже и ни разгаваривали асо-бенна. Ана, примерна, любила и бённава, а атёц ат-дасть за багатыва. Ана плачет, ну всё равно — ни тваё дело. Тваё дело — иди и живи, слушай свякроу-ку, свёкара…» (П.-П, Поляне 2262-07).
Сватать невесту ездили «по совету» родных или знакомых. Выбирали невесту (и жениха) «по роде». Если жених бедный, то могли отказать — «непочёт­ная рода» (Краен., Минино 1656-17). Девушку ста­рались выдать в семью, где один сын, чтобы не де­лить наследство между сыновьями.4
По воспоминаниям, во время крепостного пра­ва барин мог насильно по своему усмотрению вы­дать замуж девушку за любого парня.
В случае неудачного замужества возвращаться в родительский дом было не принято. Записан рассказ, как дочь после свадьбы пришла обратно к отцу, а он ей сказал: «Отрезанная кромка — не приставишь, я тебя взять не могу», пришлось вер­нуться.5
Просватанная невеста сидела дома, на гулянья (на вечёрки) не ходила, работала — пряла, ткала.
СВАДЬБА «КРАДКЫМ» 6
Парень и девушка, договорившись о свадьбе, могли уйти в дом жениха без согласия родителей невесты — прямо с ярмарки, с вечера или гулянья. Девушка могла убежать с парнем, отлучившись из дома по хозяйственным делам (например, полос­кать белье или за водой).
«Радйтели ни желають, ну, вот ана вазьмёт кра­ду чи и выйдет. <…> А поели, тагда уже радйтели пакапрызничают нявёстины, ну, а што делать? На-да саглашатца» (П.-Г., Петровское 4992-01). «Кра­ли» невест «и с ярманки, и с гулянки. В нашей дя-рёвни жанйх хатёл брать, а батька-та ни вдавал. И от и в крал, привёз» (Опоч., Бездедово 2241-11).
Житель д. Свиномурово рассказал: «Я просто жанйлся так: пазнакомились, гуляли там, па ярман-кам умеете, и я привёл прямо дамой. А патом уже хадйли мы с ней к ёйным радным, вот, кланялись в ноги, прашшёнья праейли, што мы самавольна сде­лали, без (й)их сагласия — без ёйных радных и без
майх. Привёл просто к матери» (Новорж., Свино-мурово 4995-01).
Родители могли заранее знать о том, что сын приведет невесту, а дочь уйдет с парнем. Так, по рассказам, когда в Новый год (14 января) ездили в
г. Новоржев кататься на лошадях, гулять, парень стелил в сани покрывало с кистями, говорил роди­телям: «Я поехал за невестой». Девушка также мог­ла предупредить родителей, что не приедет с гуля­нья, говорила: «Выезжаю севодне замуж!». Потом «ночь ана будет там или две, патом приязжають к нявёстиным — к атцу и к матери. Ну а там чаю па-ставють и всё. Тада уже аны ни ругались, мирились и дагаваривались, када буде свадьба». В одной из деревень таким способом в одну зиму 13 девушек вышли замуж (Новорж., Кораблёво 5003-11, 13). В
д. Рубилово считалось, что во время зимнего мясо­еда девушка могла уйти замуж без согласия родите­лей (П.-Г., Галичино — Рубилово* 4996-14).
Если девушка выходила замуж «крадкым», она могла остаться без приданого: «Я встретивши с (й)им раньше была. А патом на ярманки (на Пятров день) он меня стал уже замуж угаваривать. Крад­кым он хатёл. А я сказала, что крадкым я ни паёду, ни пайду. Тут у меня был шкап сделан хароший га-разд. А то мне шкап не атдадуть. Он приехал тада в сваты» (Опоч., Горки 1617-01).
В д. Грибаново рассказывали, что раньше счи­талось позором, если девушка ночевала у парня. Поэтому часты были случаи, когда родственники приезжали «отнимать девку». В д. Улиткино отец девушки и три брата поехали «вынимать невесту» на следующий день после того, как она ушла замуж с вечеринки. Жених спрятал девушку подальше — на печь, взял ружье, сел на «ленуху» (припечек). Они зашли в дом: «Приехали за кражей! Где хозяин этой кражи?» — «Я хозяин. Согласится она идти домой -против ничего не имею, не согласится — всех пере­стреляю!». После такого отпора родные невесты примирились.7 В д. Грибаново вспоминали случай, как на «посиделку» вместе с девушкой послали «сторожа» для того, чтобы она не «вышла замуж» (Новорж., Грибаново 5004-04).
Родители могли проклясть сбежавшую дочь. Считалось, что тогда у молодых «хорошей жизни не будет». В д. Яконово рассказывали, как отец по­рубил топором и сжег вещи сбежавшей дочери, а потом у нее родился сын-инвалид (Новорж., Яконо­во 5033-28).
ЖЕНИХ УВОЗИТ НЕВЕСТУ СРАЗУ ПОСЛЕ СВАТОВСТВА
Бытовал обычай, когда жених увозил невесту сразу после сватовства,8 а свадьбу устраивали через неделю, месяц.
Исполнительница из д. Матюшкино утвержда­ла, что сразу увозят к жениху в том случае, если не­веста из бедной семьи. Невеста живет в доме жени­ха, «тольки ня спять вмести до венца». Через неко­торое время устраивали свадьбу, а накануне вече­ром «ездили на прашшёньё к [родителям невесты]. Там уже их прастять, блаславять, надёлють. <…> Пирякрёстють, матка заплаце голасом, што: "ат-даю дацушку замуж"» (Опоч., Матюшкино 1630-34, 1631-01). Богатая невеста остается дома, готовит подарки, ее «водят с красой».
Невесту могли увезти к жениху как в день сватов­ства, так и через несколько дней. Она могла также вернуться на некоторое время домой, чтобы «спра­вить» приданое (Новорж., Посадниково 5015-06).
ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ
СВАДЕБНОГО ОБРЯДА.
СВАТОВСТВО, «ДОМ СМОТРЕТЬ»
Если девушка и парень договорились о свадьбе, девушка давала парню ЗАДАТОК в знак того, что она согласна выйти за него замуж: «Маладьш сга-варятца на жанйтьбу, тагда нявёста дарит жениху платок. А тада ужо жанйх выязжает в сваты» (Но­ворж., Рудняха — Никитино* 5033-32).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Холмский район.
  • Районирование и климат
  • Интересное