Центрально псковские традиции
1) особая, "гусельной природы" полифоническая фактура музыкального изложения, при которой в едином звуковом потоке возникают самостоятельно выразительные мелодические линии отдельных голосов (подголосков, образующихся на звуко-высотных уровнях опорных тонов — крайних струн "звена согласия");
2) нерасчлененность, продолженность музыкального движения на основе вариантной повтор-ности краткого интонационно-ритмического построения (попевки)».6
При внешней простоте средств и приемов выражения, набор исполнительских штрихов оказывается неисчерпаемым. Например, в некоторых наигрышах («Долгова», «Беспрерывная», «Новоржевского») гусляр бряцает не по всем струнам сразу, а ударяет по отдельным — так, чтобы возникала мелодическая линия. Есть интересные замечания исполнителей о «выборной» игре на гуслях. Вот как объясняет этот прием игры народный музыкант, владеющий и скрипкой, и гуслями — Н. Т. Тимофеев: «Не-не, сразу не па всем [струнам играть]… А здесь уже сагласна звука. <…> Рука падчиняетца галавы вроде, и ана махаетца так, как нужна ударить. Это планует галава, а рука как падчинена ей» (Красно-городское 1590-14). Он же рассказал о разных способах бряцания (основной удар — вниз или вверх) при исполнении плясового наигрыша «Кружка»: «…"Гуси серы прилетели к нашей бане на ваду" -эта вот атёц играл. Так он специальна толька снизу [ударял], он сверху не мог ударять. А я пачему-та евонную же игру… — я(й) ня так, как он… Он толька
снизу играл… [Показывает свою игру- удар сверху]. И очинь складная ана такая — старинная, очень старинная игра» (Красногородское 1590-04).
Псковские музыканты особенно ценили звонкие («гулйстые») гусли, стремились к тому, чтобы при игре возникали призвуки — «гул». Именно с созданием дополнительных призвуков, нередко имеющих форму сквозного протянутого тона (бурдо-на), связана функция крайних струн («басок», верхние струны). Призвуки и обертоны возникают также в результате продолжительного звучания основных открытых струн, чему способствует строение инструмента (для этого подбирали особую древесину, дно инструмента покрывали битым стеклом, вырезали в деке дополнительные отверстия, увеличивали резонаторный ящик за счет дополнительного пространства под «открылком»): «Ну, крыло была… так пряма такое, штоб ано звуку больше придавала» (Опоч., Тригузово 1583-17); «[Отверстие] было, делали. <…> Гул должен быть. Вон, анй маленький, а запас бальшой, и анй гудят. Анй звонкий!» (Опоч., Коношково 1585-15); «А тут дырку делал, <…> как будта анй гульче гаварйли тагда» (Краен., Курцево 1582-08); «Ваши гулйстые гусли… А нада больше с этава, с лйпины [мастерить гусли], аны вроде как-та гульчёй… И на сталё, и будишь где играть, гульчёе яны, а на коленах ня так гулко. А вот на дерева паложишь — гульчёе гусли» (Красногородское 1586-06, 07).
Рассказывая о гуслях, исполнители «одушевляют» инструмент, наделяют его способностью говорить, петь: «Гусли хорошо поют»; «Они сами говорят, как настроишь» (Красногородское РФ 1550); «В воскресенье отгуляем, в Великий пост не давали на гуслях играть. [После] попробуешь — живы гусли? — живы! Так и гудим» (Красногородское РФ 1551); как настроили гусли, так и «заговорили хорошо» (Красногородское РФ 1587).
В деревнях были мастера, изготовлявшие гусли. Во многих случаях гусли для себя мастерили сами музыканты-игроки: «А в нас вот дярёвня были вон недалёк, Попкй — дярёвня, вот тут делали гусли. Там все играли в гусли эти мужукй, в Попках… Теперь там — все погибши» (Опоч., Тригузово 1583-17).
Наигрыши на гуслях записаны, в основном, в северо-западной части описываемого региона по левому берегу р. Великой (практически весь Крас-ногородский район: Ильинская, Красногородская, Партизанская, Граинская, Покровская волости; Варыгинская, Матюшкинская волости Опочецкого района и отдельные исполнители из г. Опочки и д. Алуферово Васильевской волости Пушкино-Горского района), но упоминания о гуслях встречаются на гораздо более широкой территории.
Среди исполнителей необходимо отдельно отметить выдающихся музыкантов из Красногород-
ского района: Татьяну Ильиничну Баринову и Николая Тимофеевича Тимофеева (Красногородское),7 Ивана Ивановича Михайлова и Елену Савельевну Савельеву (д. Мехово), Тимофея Тихоновича Тихонова (д. Блясино), Сидора Михайловича Михайлова (д. Авдоши); из Опочецкого района: Григория Севастьяновича Севастьянова (д. Тригузово), Кирилла Петровича Сафронова (д. Зуица) и многих других прекрасных гусляров.8
Не менее значимыми оказываются записи СКРИПИЧНОЙ ИГРЫ.
Музыканты сохраняют позицию и приемы игры на скрипке, характерные для древнерусского гудка, что наряду с гусельной игрой указывает на историческую глубину местной инструментальной традиции.
Многие рассказчики вспоминают о существовании самодельных скрипок, по форме сходных с гудком. Так, например, в д. Васильково Опочецкого района рассказывали об инструменте с долбленым корпусом, сделанном как корытце (задняя стенка полукруглая), с «бараньими» (жильными) струнами (3-4 струны), с «кобылкой» (подставкой под струнами) (Опоч., Васильково 2771-02). «А уже скрипка мая была — далбёшка. <…> А кагда балванку я делал, он [местный мастер] мне рассказал: "Эта так выйми", — это вот так сделать выемычку такую (он неграматный был, штоба чартйть). А кагда я эту стал балванку делать, он мне пряма падсказал — так и так, так и так… А тут — шейку. А эта шейка была прямая. <…> Штоб струны прицапйть, гвазды были. <…> [Подставка была] абязатильна гарбатая» (Красногородское 1589-30). «"Скрипка" или "скрипица" <…> и далблёная — все равно "скрипица", [оттого что] "скрипит". А смычок называли "гудок". <…> А раньше я всё так и думал, што "гудок", значит — "гудит", па струнам ано гудит. Он-та абычна не гудит, гудят струны, а пачему-та называли "гудок"» (Красногородское 1589-30).
В деревнях, еще на памяти нынешнего поколения, жили мастера, которые делали скрипки, по форме полностью соответствующие фабричным инструментам, при этом смычок продолжали называть «гудком»: «Старик делал харошую скрьшку, сдёлая — ни узнаёшь, как тарговая! <…> Скрь’шка -скрь’шка, значит, гудком (плётачкай такой) и порит ё[й] по струнам. А перебираить пальчикам, всё равно — выгавариваит» (Краен., Шутово 1583-06); «Гудок был сделанный. Вот па этым струнам водишь, пальцам перебираишь» (Краен., Колтырево 1615-30); «А скрь’шка всё так: гудок. <…> Гудок такой -вадйл па струнам» (Краен., Курцево 1582-11).
Как и древнерусский смычковый инструмент гудок, скрипку, по некоторым рассказам, ставили вертикально с упором в колено. В д. Шутово Крас-ногородского района вспоминали, что держали
скрипку так же, «как и балалайку, так <…> — на калёни, на руках. А хочишь — на плечо, как хочишь. <…> А в избу пришёдши, в доми, так вот — на ка-лёнках», а по ярмаркам — на плече (Краен., Шутово 1583-06). «На калёнах держал [скрипку]… На калёна паложа, вот так и перебирая» (Краен., Колтырево 1615-30). «В яво на калёнях была скрипка. Здесь вот он играл — вот в яво свабодна рука хадйла. <…> Он никагда вот так не держал скрипку [на плече]» (Красногородское 1589-30).
На связь с так называемой «гудошной» традицией указывают и стилевые особенности наигрышей. Так, зачастую мелодическими являются только две струны, третья обычно выполняет роль бур-дона: «Эту [третью, нижнюю] я толька падхваты-ваю смычком. Если вот такая игра у меня, я на тую мала савсём касаюсь. А вот на этих двух больше веяво у меня пляшут пальцы» (Красногородское 1540-63). «На двух играю, а третья подпискивает» (Красногородское РФ 1583). «А струн была толька три натянута. И (в)он играл на трёх. Он и на чаты-рёх мог. Он даже на адной струны на ётый играл, я помню, и можна была сплясать. На адной струны!..» (Красногородское 1589-30).
В д. Воронич Пушкино-Горского района, где, по воспоминаниям жителей, музыканты ходили по ярмарке со скрипкой и гармонью, подчеркивают особенность звучания скрипки: хорошо играли -«выговаривали» (П.-Г., Воронич 4993-23).
Апк витус известкование почвы и доломитовая мука.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45