Центрально псковские традиции
— Хозяйнушко, наш батюшка, дари гостей. Мы гостики не частые — один разок в Христов денёк.
— На твоём дворе радость — сорок коров телилось, сорок роёв роилось.
— Не дашь яйца — помрёт овца. Не дашь другого — сдохнет корова. Не дашь и три, то сдохнешь ты. Святой Антип — заклюй всех цып.1
Окончание текста произносится говорком: Христос воскрес, хозяюшка! / Здорово, хозяйнуш-ка, Христос воскрес! / Христос воскрес! Воистину воскрес!
Новоржевский район:
Заборьевская вол.: Макарове 2200-27, 5201-20; Тарасове» 2189-07.
Опочепкий район;
Глубоковская вол.: Авсейково 2830-33, 2831-52; Гарусово 2862-18; Глубокое 2812-13, 2813-01, 2833-18; Заноги 2850-85; Зехново 2813-15; Паново 2813-11; Погорельце-во 2168-02; Ровный Бор 2862-24; Рупосы 2831-10, 2851-40, 43; Траньки 2868-55.
Духновская вол.: Васильково 2771-19.
Звонская вол.: Алино 2242-23; Черницкое 2299-02.
Лобовская вол.: Жгуново 2274-05; Казихи 2240-24; Ледово 2268-09, 2269-01; Решетниково 2275-11; Ржавки 2240-30; Терехи 2267-07, 2271-01.
Норкинская вол.: Екимово 2185-35; Сорокине 2166-06.
‘ «Святой Антип, заклюй всех цып» (произносят «всих тип»] поют, чтобы «сова заклевала всех курят» в случае, если хозяева не подадут яиц (Опоч., Ледово 2269-01).
Раздел 5
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ
ТРАДИЦИИ
Инструментальная музыка составляет одну из самых ярких страниц в фольклорных традициях центральных районов Псковской области, где обнаруживаются большое разнообразие традиционных инструментов, богатство репертуара, многообразие вариантов наигрышей. При этом важно отметить, что данная традиция во время проведения экспедиционных исследований находилась в хорошей сохранности, что сегодня дает возможность достаточно полно ее представить, учитывая этнографический контекст бытования музыкальных инструментов и наигрышей.
Уникальная коллекция инструментов и записей инструментальной музыки данного региона несомненно представляет огромную историко-культурную ценность. В ходе экспедиций осуществлены аудио- и видеозаписи выдающихся исполнителей на гуслях, скрипке, гармониках (в т. ч. на псковской тальянке, гармони немецкого строя и др.), записи ансамблевой игры (гусли — скрипка). Экспедиционные звукозаписи инструментальной игры, осуществленные в центральных районах Псковщины, послужили основой для трех грампластинок, вышедших на студии грамзаписи «Мелодия» в 1985 и 1987 гг.2
На данной территории бытовали следующие музыкальные инструменты: гусли, скрипка, балалайка, мандолина, гитара, тальянка-трехрядка, та-льянка-пятирядка, тальянка немецкого строя, гармоники на русский и немецкий строй, гармоника «старинная пискуха»,3 гармоника хроматическая («хромка»), ложки, гребенка (под пляску), труба, рог, рожок, жалейки, дудочки (травяные, тростниковые, ольховые), глиняные свистульки. Несколько инструментов могли образовывать ансамбли: две гармони и балалайка; гитара и балалайка; гитара, балалайка и мандолина; скрипка и гармонь (немецкая — шестнадцати басов). «Я — на балалайке, ана -на гуслях и третий — на гармони, и мы сыгрались» (Краен., Мыза 1645-22). О возможных объединениях инструментов в ансамбли выдающаяся исполнительница на гуслях Т. И. Баринова говорила, что гусли лучше всего сочетаются с другими гуслями,
«Это весь наигрыш старинный — как будто он лежит у меня в душе… Как я играю, и душа моя уже поёт!»
Н. Т. Тимофеев^
со скрипкой или с цимбалами, а гармонь заглушает гусли (в этом случае гармонист старается играть тише) (Красногородское РФ 1551).
Экспедиционные материалы, представляющие народную традицию ГУСЕЛЬНОЙ ИГРЫ, оказываются особенно значимыми, имеют характер открытия в области древнерусской музыкальной культуры, поскольку еще в XIX веке эта традиция считалась утраченной. Псковская гусельная традиция сохраняет характерные особенности русской гусельной игры, принципиально отличающейся от традиций балтеких народов, у которых также широко распространены подобные инструменты. Отличия заключаются:
1) В самобытном местном репертуаре, не имеющем аналогов в музыкальной культуре соседних балтеких и финно-угорских народов. Как отмечает А. М. Мехнецов, «основу традиционного репертуара гусляров составляют наигрыши плясовые ("Кружка", "Трепака", "Камаринского", "Русского" и др.) и наигрыши "под песни" — под припевки, частушки на местный "голос" (напев), обычно с проходкой по улице во время гулянья ("Походного", "Скобаря", "Горбатого", "Под драку", "Су-мецкого" и др.). Характер традиционного репертуара, его группировка, устойчивость бытования хранят следы тесной связи инструментальных наигрышей, а вместе с тем и собственно гуслей, с системой ритуально-обрядовых форм музыкально-хореографического фольклора (обрядовые женские групповые, парные пляски; мужские ритуальные пляски; ритуальные шествия и др.)».4
2) В органологических особенностях инструмента: основной тип распространенных в центральных районах Псковской области гуслей имеет крыловидную форму и 9-11 струн. [Струн] -«ско[ль]ка хочишь: и дёвить, и двенадцить, и пет-надцить — это уже смотря. Ну, аснавное — у нас была дёвить» (Опоч., Коношково 1585-13). При том, что большинство исполнителей имеют в настоящее время инструменты, изготовленные на раме — склеенные из тонких досок, в ходе экспедиций
удалось обнаружить гусли с архаичной конструкцией: основа корпуса выдолблена из цельного куска дерева и сверху (или снизу) накрыта тонкой декой (см. чертежи долбленых инструментов — в разделе фотоиллюстраций). Как отмечают народные музыканты, «раньши [гусли] долбаные были — это уже старйнныи-старйнныи» (Краен., Курцево 1582-08); «тут было пустоя крыло такое длинноя, а тут такие гусли были <…> самадёльныи — долблёные яны. <…> Даской закрыл, там выдалбана, даской закрыты» (Опоч., Тригузово 1583-17); «[Гусли] долбили. Я сам долбил. Я, вишь, мои отцы тоже, и сам я плотник. <…> Ну, выбирал харошую ёлку, такую плотную, и выдалбливал. Па неделе над гуслями сидел! Пробавал фанерные клеить — фанерные глухонемь’ш! Асйновыи пробавал — аейновыи шши-паить. <…> [Гусли] полностью долбаны, а поверху тоненькую дошшёчку выстругивали и на клей сажали. Ну, гвоздик желательна тут не нужен, <…> лишний металл не нужон, желательна клей» (Опоч., Ко-ношково 1585-13, 15).
3) В устойчивых принципах настройки инструмента. А. М. Мехнецов указывает на обусловленность строя гуслей той универсальной музыкальной системой, которая оказывается единой для всей совокупности традиционных псковских наигрышей: «В основе настройки русских гуслей — посту-пенно заполненный диатонический звукоряд с квартовым отношением крайних тонов последовательности, которая образует своего рода "звено согласия"»5 (таким образом возникает подобие «обиходного» звукоряда). Приведем наиболее распространенный вариант настройки 10-струнных гуслей:
Нижняя струна («басок») в большинстве случаев настраивалась на чистую кварту или большую секунду вниз от основного тона (в более редких случаях — на малую терцию вниз — «цыганский строй»): «С баском, баском, баском — ана так и далжна быть. Так ана далжна и быть — подхватывали» (Опоч., Тригузово 1583-17). Как отмечают исполнители, «басок» мог удваивать основной тон: «Вот, примерна, в басавую нижнюю — на [о]дин тон две струны гонишь…» (Опоч., Коношково 1585-13).
4) В специфических приемах игры — исполнитель держит инструмент на коленях вертикально (музыканты балтийских стран, в большинстве случаев, держат инструмент горизонтально). Русские гусляры могли играть стоя и под проходку (во время шествия на ярмарке), подвешивая гусли на шею на веревке или на ремне, как гитару или балалайку (для этого в крыле делали специальное небольшое
отверстие). Пальцы левой руки располагаются между струн (а не на струнах) в одной позиции (в процессе игры каждый палец касается двух соседних струн, заглушая поочередно одну из них, при этом левая рука не меняет позиции). Правая рука выполняет прием бряцания по всем или по отдельным струнам — это основной прием игры: «Раньше закладывали пальцы между струн — играли "печальные" — так дед играл» (Красногородское РФ 1544); «Ну пальцы ставят прамёж струн. Ну как-та — тут бьё, а тут он перебирая… И все пальцы паставя прамёж всех струн» (Краен., Колтырево 1615-31); «Эта вышшйпывают на гитаре, там вот шшйплют струны. А тут мы не шшйплем — тут проста ударная, ударная музыка… Вот май дяды как-та вот так играли — снизу и сверху, как-та вот так» (Красного-родское 1590-14).
Выявляя стилевые особенности гусельных наигрышей, А. М. Мехнецов подчеркивает, что «именно с культурой гусельной игры складываются важнейшие средства музыкального развития и принципы формообразования в области русской народной инструментальной музыки в целом. Среди них ведущими являются:
Аком купить автомобильные аккумуляторы купить.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45