Поиск по сайту

Центрально псковские традиции

—   Хозяйнушко, наш батюшка, дари гостей. Мы гостики не частые — один разок в Христов денёк.
—   На твоём дворе радость — сорок коров тели­лось, сорок роёв роилось.
—   Не дашь яйца — помрёт овца. Не дашь друго­го — сдохнет корова. Не дашь и три, то сдохнешь ты. Святой Антип — заклюй всех цып.1
Окончание текста произносится говорком: Христос воскрес, хозяюшка! / Здорово, хозяйнуш-ка, Христос воскрес! / Христос воскрес! Воистину воскрес!
Новоржевский район:
Заборьевская вол.: Макарове 2200-27, 5201-20; Тарасове» 2189-07.
Опочепкий район;
Глубоковская вол.: Авсейково 2830-33, 2831-52; Гарусово 2862-18; Глубокое 2812-13, 2813-01, 2833-18; Заноги 2850-85; Зехново 2813-15; Паново 2813-11; Погорельце-во 2168-02; Ровный Бор 2862-24; Рупосы 2831-10, 2851-40, 43; Траньки 2868-55.
Духновская вол.: Васильково 2771-19.
Звонская вол.: Алино 2242-23; Черницкое 2299-02.
Лобовская вол.: Жгуново 2274-05; Казихи 2240-24; Ледо­во 2268-09, 2269-01; Решетниково 2275-11; Ржавки 2240-30; Терехи 2267-07, 2271-01.
Норкинская вол.: Екимово 2185-35; Сорокине 2166-06.
‘ «Святой Антип, заклюй всех цып» (произносят «всих тип»] поют, чтобы «сова заклевала всех курят» в случае, если хозяе­ва не подадут яиц (Опоч., Ледово 2269-01).
Раздел 5
ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ
ТРАДИЦИИ
Инструментальная музыка составляет одну из самых ярких страниц в фольклорных традициях центральных районов Псковской области, где об­наруживаются большое разнообразие традицион­ных инструментов, богатство репертуара, многооб­разие вариантов наигрышей. При этом важно отме­тить, что данная традиция во время проведения экс­педиционных исследований находилась в хорошей сохранности, что сегодня дает возможность доста­точно полно ее представить, учитывая этнографи­ческий контекст бытования музыкальных инстру­ментов и наигрышей.
Уникальная коллекция инструментов и записей инструментальной музыки данного региона несом­ненно представляет огромную историко-культур­ную ценность. В ходе экспедиций осуществлены ау­дио- и видеозаписи выдающихся исполнителей на гуслях, скрипке, гармониках (в т. ч. на псковской та­льянке, гармони немецкого строя и др.), записи ан­самблевой игры (гусли — скрипка). Экспедиционные звукозаписи инструментальной игры, осуществлен­ные в центральных районах Псковщины, послужи­ли основой для трех грампластинок, вышедших на студии грамзаписи «Мелодия» в 1985 и 1987 гг.2
На данной территории бытовали следующие музыкальные инструменты: гусли, скрипка, бала­лайка, мандолина, гитара, тальянка-трехрядка, та-льянка-пятирядка, тальянка немецкого строя, гар­моники на русский и немецкий строй, гармоника «старинная пискуха»,3 гармоника хроматическая («хромка»), ложки, гребенка (под пляску), труба, рог, рожок, жалейки, дудочки (травяные, тростни­ковые, ольховые), глиняные свистульки. Несколько инструментов могли образовывать ансамбли: две гармони и балалайка; гитара и балалайка; гитара, балалайка и мандолина; скрипка и гармонь (немец­кая — шестнадцати басов). «Я — на балалайке, ана -на гуслях и третий — на гармони, и мы сыгрались» (Краен., Мыза 1645-22). О возможных объединени­ях инструментов в ансамбли выдающаяся исполни­тельница на гуслях Т. И. Баринова говорила, что гусли лучше всего сочетаются с другими гуслями,
«Это весь наигрыш старинный — как буд­то он лежит у меня в душе… Как я играю, и душа моя уже поёт!»
Н. Т. Тимофеев^
со скрипкой или с цимбалами, а гармонь заглушает гусли (в этом случае гармонист старается играть ти­ше) (Красногородское РФ 1551).
Экспедиционные материалы, представляющие народную традицию ГУСЕЛЬНОЙ ИГРЫ, оказы­ваются особенно значимыми, имеют характер от­крытия в области древнерусской музыкальной культуры, поскольку еще в XIX веке эта традиция считалась утраченной. Псковская гусельная тради­ция сохраняет характерные особенности русской гусельной игры, принципиально отличающейся от традиций балтеких народов, у которых также ши­роко распространены подобные инструменты. От­личия заключаются:
1) В самобытном местном репертуаре, не имею­щем аналогов в музыкальной культуре соседних балтеких и финно-угорских народов. Как отмечает А. М. Мехнецов, «основу традиционного репертуа­ра   гусляров   составляют   наигрыши   плясовые ("Кружка", "Трепака", "Камаринского", "Русско­го" и др.) и наигрыши "под песни" — под припевки, частушки на местный "голос" (напев), обычно с проходкой по улице во время гулянья ("Походно­го", "Скобаря", "Горбатого", "Под драку", "Су-мецкого" и др.). Характер традиционного репер­туара, его группировка, устойчивость бытования хранят следы тесной связи инструментальных наиг­рышей, а вместе с тем и собственно гуслей, с систе­мой ритуально-обрядовых форм музыкально-хо­реографического фольклора (обрядовые женские групповые, парные пляски; мужские ритуальные пляски; ритуальные шествия и др.)».4
2) В органологических особенностях инстру­мента: основной тип распространенных в цент­ральных районах Псковской области гуслей имеет крыловидную  форму  и  9-11   струн.   [Струн]  -«ско[ль]ка хочишь: и дёвить, и двенадцить, и пет-надцить — это уже смотря. Ну, аснавное — у нас была дёвить» (Опоч., Коношково  1585-13). При том, что большинство исполнителей имеют в на­стоящее время инструменты, изготовленные на ра­ме — склеенные из тонких досок, в ходе экспедиций
удалось обнаружить гусли с архаичной конструк­цией: основа корпуса выдолблена из цельного кус­ка дерева и сверху (или снизу) накрыта тонкой де­кой (см. чертежи долбленых инструментов — в раз­деле фотоиллюстраций). Как отмечают народные музыканты, «раньши [гусли] долбаные были — это уже старйнныи-старйнныи» (Краен., Курцево 1582-08); «тут было пустоя крыло такое длинноя, а тут такие гусли были <…> самадёльныи — долблёные яны. <…> Даской закрыл, там выдалбана, даской закрыты» (Опоч., Тригузово 1583-17); «[Гусли] долбили. Я сам долбил. Я, вишь, мои отцы тоже, и сам я плотник. <…> Ну, выбирал харошую ёлку, та­кую плотную, и выдалбливал. Па неделе над гусля­ми сидел! Пробавал фанерные клеить — фанерные глухонемь’ш! Асйновыи пробавал — аейновыи шши-паить. <…> [Гусли] полностью долбаны, а поверху тоненькую дошшёчку выстругивали и на клей сажа­ли. Ну, гвоздик желательна тут не нужен, <…> лиш­ний металл не нужон, желательна клей» (Опоч., Ко-ношково 1585-13, 15).
3) В устойчивых принципах настройки инстру­мента. А. М. Мехнецов указывает на обусловлен­ность строя гуслей той универсальной музыкаль­ной системой, которая оказывается единой для всей совокупности традиционных псковских наигры­шей: «В основе настройки русских гуслей — посту-пенно заполненный диатонический звукоряд с квартовым отношением крайних тонов последова­тельности, которая образует своего рода "звено со­гласия"»5 (таким образом возникает подобие «оби­ходного» звукоряда). Приведем наиболее распрост­раненный вариант настройки 10-струнных гуслей:
Нижняя струна («басок») в большинстве случа­ев настраивалась на чистую кварту или большую секунду вниз от основного тона (в более редких слу­чаях — на малую терцию вниз — «цыганский строй»): «С баском, баском, баском — ана так и далжна быть. Так ана далжна и быть — подхватывали» (Опоч., Тригузово 1583-17). Как отмечают исполнители, «басок» мог удваивать основной тон: «Вот, пример­на, в басавую нижнюю — на [о]дин тон две струны гонишь…» (Опоч., Коношково 1585-13).
4) В специфических приемах игры — исполни­тель держит инструмент на коленях вертикально (музыканты балтийских стран, в большинстве слу­чаев, держат инструмент горизонтально). Русские гусляры могли играть стоя и под проходку (во вре­мя шествия на ярмарке), подвешивая гусли на шею на веревке или на ремне, как гитару или балалайку (для этого в крыле делали специальное небольшое
отверстие). Пальцы левой руки располагаются меж­ду струн (а не на струнах) в одной позиции (в про­цессе игры каждый палец касается двух соседних струн, заглушая поочередно одну из них, при этом левая рука не меняет позиции). Правая рука выпол­няет прием бряцания по всем или по отдельным струнам — это основной прием игры: «Раньше за­кладывали пальцы между струн — играли "печаль­ные" — так дед играл» (Красногородское РФ 1544); «Ну пальцы ставят прамёж струн. Ну как-та — тут бьё, а тут он перебирая… И все пальцы паставя прамёж всех струн» (Краен., Колтырево 1615-31); «Эта вышшйпывают на гитаре, там вот шшйплют струны. А тут мы не шшйплем — тут проста ударная, ударная музыка… Вот май дяды как-та вот так иг­рали — снизу и сверху, как-та вот так» (Красного-родское 1590-14).
Выявляя стилевые особенности гусельных наи­грышей, А. М. Мехнецов подчеркивает, что «имен­но с культурой гусельной игры складываются важ­нейшие средства музыкального развития и принци­пы формообразования в области русской народной инструментальной музыки в целом. Среди них веду­щими являются:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Холмский район.
  • Районирование и климат
  • Интересное