Поиск по сайту

Центрально псковские традиции

«Две паслёдних ярманки я па семь штук перя-брала: "Не хачу я с аннь’ш хадйть, буду я с анным
хадйть, о!". <…> С двум гуляла. Дралися между са­бой. Но мне была смела, у меня три брата была -как дубы, и два дваюрадных была, так я не баялась. Думаю, мне некаво не будя и нечаво» (Краен., Га-боны-Лужки* 1615-08).
В летний период проходили также ночные гуля­нья молодежи на улице, которые назывались «БЕ­РЁЗКИ» (Опочецкий, Пушкино-Горский районы).24
Ни одна ярмарка, ни одно гулянье не могли проходить без игры на музыкальных инструментах, пения песен и припевок, без плясок. Музыкально-хореографическая сторона является обязательным элементом праздника: «Раньше вот заводят песни, и женщины, девки падпевали, дявчонки падпевали [под "Горбатова"]. Так это была принята. Была как будта на еялё вееяло. Уваженье было среди маладё-жи и среди стариков. Вот эта "Гарбатава" заигра­ют, вот люди папают, павеселятца, им как будта, па раньшему времени, как будта была эта харашо. Вот на гуслях, на гитары, на балалайке — кто мог хара­шо разыгрывать» (Краен., Синьково 1628-17).
Во время уличных шествий, на гуляньях по обы­чаю устраивали ДРАКИ. «И вот какие-та парни с адной деревни, и са втарой. Ну и што-та анй ня па-делйли — може дявчат, может быть так — какой "контр". И вот тагда заиграют "Гарбатава"» (Краен., Мутолевка 1550-11).
Драки устраивались как один на один, так и групповые: «Артель с артелью. Бывает три, четыре, пять и больше, да десяти челавёк…» (Краен., Муто­левка 1549-41).
Особенно характерны для ярмарочных гуляний драки «деревня на деревню» и «край на край»: «Ой, бывала, мала той ярманки, што каво-нибудь не за-порють. Ой! А вот — вот у нас наши, а там вот (вот горы видать) — кокшинцы. Вот наши не любили тых, тыи — наших. Вот Егорий25 — ярманка у нас вяс-ной. Вот прийдуть тыи сюда, наши гонять их. Наши туда сайдуть, наших гонять. Завздорят-завздорят, и пашёл» (Краен., Габоны — Лужки* 1615-08). «Вот наш граинский край, а там уже пайдёт дальше пад-дубновский край. Кали хошь, тая старана на на­ших, наши на тех — и пашла. В кулашный бой. Дела даходит, што да таких жардйн или да нажёй» (Краен., Морозове 1555-42).
Бывало так, что если с какой-то деревни парней сильно побили, то на следующий день те приходи­ли с пополнением, и бой возобновлялся. Иногда «на подмогу» приходили женатые мужчины (стари­ки) — с вилами, косами, «обрязанками». Как «Гар­батава завядут» — «драка будя», «щас ножикам бу-дуть резать» (Краен., Красногородское 1556-09). «Ламаютца маладые парни, могут пьяные старики [ломаться]» (Краен., Синьково 1628-21).
Есть упоминания о том, что были «драки серь­ёзные», когда кроме кулаков в ход шли колья, кам-
ни, ножи, и были «потешки» — на летних гуляньях. Вечерами молодежь собиралась на полянке, на дро­вах — боролись, тягались — кто кого перетянет (Но-ворж., Лябино 5208-13).
Драка часто начиналась как специфическая мужская пляска — так называемое ЛОМАНЬЕ, ко­торое сопровождалось определенным набором уг­рожающих действий. Приведем несколько харак­терных рассказов:
а) «Вот ламанье. Идёт он вприпляску. Вперядй гарманйета — адйн-два, и с той стараны так. Вот и гаваря — эта ламанье, ламаютца. Вот впереломку идё, и приплясывает, и так, и сяк. В общем, дёлае разные выпады свайм туловищем. Вот эта ламанье» (Краен., Тимохй 1545-09).
б) «Вот как заиграешь вот этыва "Гарбатава", ну и пашлй — калесом. И встречная партия идёт то­же в таком русле» (Краен., Красногородское 1556-09); «Ну и в гармонь заиграя, <…> ну и тада захо-дють кольцам все. Заходють кольцам. Кричат… Песни пают и кричат, и ламаютца. <…> Там с гар­моней идуть — крича, и эти крича, руки падымають» (Краен., Синьково 1628-17).
в) «Это щас вот и начинають адйн через аднаво прыгать, песни на задор. <…> "Гарбатый" — като-рый "няровный". Вот пад нево ламатьце можна бы­ла. <…> И задерутца, бывае. И палачки — адйн пе­ред адным. Вот такое ламанье… И па галавё заде­нут. Да, вот хатёлась, штоб другой раз и задеть. <…> В избе бывала тоже — тагда па паталку кула­кам. Не толька кулак, и в кулаке што-нибудь (но­жик). <…> Пастращать-та нада, штоб вси баялись» (Краен., Зайцы 1555-25, 29).
г)  Ломались, тросткой или палкой били о доро­гу — «вот я, буян». Парни артелью идут, все подпля­сывают, один поет, остальные — «падгакывают» (П.-Г., Воронич 4993-25). «Ломаются» — руками, но­гами. Прутками стегают по дороге, по обочине, по­ют песни. «Стебанут па абочине — "Р-р-р" [рычат]» (Новорж., Рудняха — Никитине* 5035-46). «Палкой аб землю, песни пели — хадуном хадйла всё», «лама­ютца атаманы» (П.-Г., Галичино — Рубилово* 4995-21). Парни, которые подвыпивши, даже пиджаки снимали, об землю били, пели песни (Опоч., Ма-тюшкино 1630-28). «Пыль сталбом» — с песнями ло­маются (Опоч., Лущилы 1590-34). «Ломались» — ко­льями об дорогу били, пиджаки скидывали, рубахи рвали на себе (Новорж., Деревицы 5199-33).
Ломанье обычно сопровождалось инструмен­тальным наигрышем — играли «Длиннова», «Горба­това» (Опоч., Краен., П.-Г.), «Скобаря» (Краен., Опоч., Новорж., П.-Г.), «Рассадйловку» (Краен.), «Собаковщину» (Новорж.), «Под драку» (Опоч., Новорж.), «Под ломанье» и др. Соответственно, у музыканта (чаще гармониста или балалаечника) было особое положение: гармониста не трогали.
Вашим глазкам будет стыдна, Как пагонят атсюль вас»
(Краен., Покровское 1555-12).
«Ой, нас хатёли, нас хатёли, Кулаки чесалися, Мы, весёлые ребята, Давно дабиваемся»
(Новорж., Сухареве ВФ 156-52).
«Из нагана выстрел дали, Па реке пошёл туман. Что ты голаву павёсил, Наш весёлый атаман?»
(Новорж., Алтун 5196-17).
«Таварищ, ламай раму, А я дверь буду ламать. Ниприятили явились -Будим голавы снимать!
Ты заигрывай, таварищ, Скабаря патёшнава, Штобы тела ни балёло У миня у грёшнава»
(Новорж., Погорелово 5200-24).
«Таварищ, бей па рамам, А я буду дверь ламать, Нам палйция знакома, И тюрьма — радная мать, Нам палйция знакома, И тюрьма — радная мать.
Таварищи, таварищи,
Х…вые дяла,
Пасадють в камеру халодную —
Правёдайти меня,
Пасадють в камеру халодную —
Правёдайти меня»
(Новорж., Васьково 5202-34).
«А как маньковскии рябята Ни как мы, таким не быть, Ани смела падступают Симярых аднова бить!»
(Новорж., Маньково 5203-39).
Начиная с 1930-х годов, эта традиция обрывает­ся в связи с официальным запретом: «Вот, бывала, уже гармони не разряшали наейть на ярманки» (Краен., Собольцово 1645-53). В частушках появля­ются соответствующие мотивы:
«"Синерёцкую" играють, "Синерёцкую" пають, За ёту "Расадйловку" Па десять лет дають»
(Краен., Мыза 1645-03, 14).
Гармонист в драку не лезет, но его тоже могут по­бить, свои защищают (Новорж., Рудняха 5035-46).
Роль музыки — поднять боевой дух, «раззадо­рить» парней — отражена в комментариях, касаю­щихся звучания инструментов, наигрыша, голоса: «Без гармошки ярмарки нет!.. [Драки] абязательна пад гармошку. Ну, эта азартная игра. Вот как заиг­раешь вот этыва "Гарбатава" — ну и пашлй кале-сом» (Краен., Красногородское 1556-09). Если бы не играли, то «задору б не была»: «А то как задор, гармонь сзаду… "Гарбатава" нарязая… Вот аны вдуть эты, а эти тут — мальцы тут сваей группой -впярёд, народ весь в сторану!» (Краен., Перестрело-во 1581-35).
Под драку пели:
«Таварищ мой, таварищ, Да чево ты дагулял, Среди вулицы широкай На ножике завял.
Парёзали, да мало, Парёжьте раз яшо, Мае тело маладое Заживая харашо»
(Краен., Кучелеево 1581-27).
«Нашу маленькую шаечку, Аи, шали-шали-шали, А нашу маленькую шаечку, Ах, никто не шевели, у-ха!»
(Краен., Золото во 1767-47).
«И па галовке трёхфунтовка -(И) гирька пракатйлася, Мая белая рубашка А кровью вся облйлася.
Фулюганская паходочка
С адйннадцати лет.
И да чаво я дафулюганился —
А мне ва всих астрогах места нет.
Пабйть-пабйть хатёли, Как пылажйть, как борыва, За што ж пабйть хатёли, Што я гуляю здорыва»
(Краен., Мутолевка 1550-11).
«Прыгай-прыгай, паталок, Прыгай, паталочина, Не фарейте, скабарй, Вы пака не калочена.
Мальцы, тише, мальцы, тише, Не ламайтеся гаразд,
СОДЕРЖАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫХ ПЕСЕН И ПРИПЕВОК: ТЕМЫ, ОБРАЗЫ, СЮЖЕТНЫЕ МОТИВЫ. ПЕРЕЧЕНЬ ЗАПИСЕЙ
КОЛЯДКИ И «ВИНОГРАДЬЯ»
ОБХОД ДВОРОВ. КОЛЯДОВЩИКИ И ХОЗЯЕВА.
ВЕЛИЧАНИЕ ХОЗЯЕВ: БОГАТЫЙ ДВОР,
ПОЕЗДКА ХОЗЯИНА
«пришла Коляда накануне Рождества»; благопожелания и угрозы; требование угощения;
колядовщики ищут богатого двора; описание
богатого двора; чудесный терем; поездка хозяина;
покупки — дары
1. «Пришла Коляда накануне Рождества» (ва­рианты напевов 2, 3)
Пришла Коляда накануне Рождества.
Не сиди «в переду»,1 не чеши бороду.
Открывай-ка «сундучйшку», доставай-ка «пята-чйшку». А с засека решетом, а с полки пирогом.
Варианты текстов:
а) Как пришла Коляда накануне Рождества. С печи пирогом, «со шкапу» решетом.
б) Коляда, Коляда, подари блина, если не дашь блина — ворота сворочу (нас… на ворота).

Характеристики модификаций автомобилей Ниссан Серена nissanbook.ru/Serena

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Изменение границ Псковской земли
  • В Псковской области в Острове открылся кинотеатр
  • Холмский район.
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Интересное