Центрально псковские традиции
— сенокос: исполнение долгих песен и частушек «под язык».
8) «Иван Цветной»:
— гадание на иванской траве, на венках;
— сбор лекарственных трав;
— поверья о колдунах (колдуны отбирают молоко, делают заломы во ржи);
— использование различных оберегов от колдовства (иванской травы, осины, «дедовника», камней с трех полей и др.).
9) Жатвенная обрядность:
— начало жатвы: зажинала женщина с «легкой рукой»; исполнение приговоров на начало жатвы, на серп; действия с первой пясткой (опоясывались, несли к иконам);
— окончание жатвы: приговоры на будущий урожай, на серп; гадания на последнем снопе; трапеза в поле;
— пение «долгих» песен во время и после жатвы. Среди признаков, определяющих специфику
местных традиций, в календарной обрядности особо значим такой элемент, как обрядовые костры.
Масленичные костры зафиксированы преимущественно в северной части Новоржевского района — на правобережье р. Сороти (Стехновская, Заречен-ская, Вёскинская, Выборская волости). Менее плотно фиксируются костры на Масленицу в северо-восточной и восточной частях Новоржевского и прилегающих с востока волостях Бежаницкого районов; на левобережье р. Сороти и ее притоках Льете и Олице (Алтунская, Оршанская, Заборьевская волости Новоржевского района, Ашевская волость Бежаницкого района). Довольно далеко отстоят друг от друга отдельные точки фиксации масленичных костров в Опочецком и Пушкино-Горском районах (Глу-боковская, Духновская, Матюшкинская волости Опочецкого района; Пушкино-Горская волость).
Костры на Пасху широко бытуют в междуречье рек Великой и Сороти в Пушкино-Горском и Новоржевском районах, с наибольшей концентрацией в Пушкино-Горской волости, а также в Первомайской и Полянской волостях этого района; в Новоржевском районе — в Дубровской, Жадрицкой, Алтунской волостях. Отдельные сведения имеются по правобережью р. Сороти (Зарецкая волость Пушкино-Горского района; Вишлёвская, Стехновская, Выборская волости Новоржевского района) и по западной границе Пушкино-Горского и Красногородского районов, на левобережье рек Великой и Иссы (Новгород-кинская, Вельская волости Пушкино-Горского района; Ильинская волость Красногородского района).
Единичные сведения о кострах в ночь накануне Иванова дня и Спаса Маккавея зафиксированы в Новоржевском районе (костры на Иванов день: Вё-
скинская, Дубровская, Жадрицкая, Алтунская волости; на Маккавея: Вёскинская, Дубровская, Жадрицкая волости). Нередко в этих волостях костры жгли не только в эти дни, но и в другие календарные праздники. Так, в д. Канашовка Алтунской волости и д. Ладино Жадрицкой волости жгли костры на Масленицу, Пасху и Иванов день (Новорж., Канашовка 5185-05, 5194-02, 04; Ладино 5006-38, 42, 5007-23), в д. Кораблёво Дубровской волости — на Пасху, Иванов день и Маккавея (Новорж., Кораблёво 5002-20, 5003-17-19, 29).
При определении границ распространения местных традиций большое значение имеет обрядовая терминология. Народные названия ряженья: «обделывались» (встречается повсеместно), ходили «шутами», «шуточкам», «чучелом» — на левобережье р. Сороти (Стехновская волость Новоржевского района и Пушкино-Горская волость); «облаживались» — в Васильевской волости Пушкино-Горского района; «маскировались» — в Выборской волости Новоржевского района, ходили «абрямйзивши» — в Вишлёвской волости, рядились «чудом» — в Заречен-ской волости. Бесчинства молодежи могли иметь следующие наименования: «врядйли» (Васильевская волость Пушкино-Горского района); «уродали» (Стехновская, Жадрицкая волости Новоржевского района), «чудили» (Вёскинская, Зареченская волости Новоржевского района); «буянили» (Зареченская волость Новоржевского района); «бедакурили» (Полянская волость Пушкино-Горского района, Стехновская волость Новоржевского района), «камеди-ли» (Стехновская волость Новоржевского района).
На толоках возили навоз наперегонки, последнего дразнили: «гонец» (Вёскинская, Зареченская волости Новоржевского района); «кила» (Жадрицкая волость Новоржевского района); «поскрёбыш», «па-скрёбок» (Пушкино-Горская, Васильевская, Новго-родкинская волости Пушкино-Горского района).
Следует отметить также наименования обрядового хлеба и выпечки:
— на «Сороки» пекли «комы» — термин распространен почти повсеместно (Красногородская волость; Норкинская волость Опочецкого района, Пушкино-Горская и Первомайская волости Пушкино-Горского района, Вёскинская, Алтунская волости Новоржевского района); «клёчки» («клёцки») -преимущественно в Новоржевском районе (Стехновская, Дубровская, Жадрицкая, Зареченская, Оршанская волости и Новгородкинская волость Пушкино-Горского района); пекли «жаворонков» (Стехновская, Оршанская волости Новоржевского района);
— на Благовещение, Егорьев день пекли «благовещенскую балабку», «егорьевскую балабку» (Дуб-ровская, Жадрицкая, Стехновская волости Новоржевского района; Норкинская, Духновская, Глу-боковская волости Опочецкого района); егорьев-
скую «балабушечку» (Полянская волость Пушкино-Горского района); егорьевскую «кокбрку», «кокору» (Оршанская, Дубровская волости Новоржевского района); «благовещенскую лепёшку» (Заре-ченская волость Новоржевского района).
Особый интерес вызывают некоторые единичные записи, свидетельствующие об архаичности сохранившихся на данной территории культурных традиций:
— жгли костры накануне Рождества (П.-Г., Стречно 2253-02);
— для Мороза выставляли толокно в канун Рождества, чтобы летом не замерз овес (Новорж., Адорье 5004-46, 47);
— обычай «воровать невест» на Крещение или Новый год (несколько записей в Пушкино-Горском районе);
— парни из чужих деревень, уходя с вечёрки, «хватали» (ловили) девушек — тогда девушка должна была проводить и поцеловать парня, который ее поймал (Новорж., Губкино 5029-09);
— девушки трясли по снегу гороховую солому для того, чтобы ходили парни из чужих деревень (Опоч., Лотовицы 1646-20; П.-Г., Воронково 2283-15); с той же целью объезжали деревню на ухвате или помеле (П.-Г., Гарино 5040-05; Новорж., Баби-хиноВФ 155-24);
— в Масленицу парни волочили борону вокруг деревни, чтобы девушки не вышли замуж в чужие деревни (Опоч., Звоны 2272-04);
— представления о начале весны в Благовещение: «колокол ударит, земля вздрогнет, корень в земле тронется» (Новорж., Дорожкино 5049-02);
— в Вербное воскресенье носили на могилы крашеное (накануне) яйцо (Новорж., Мосеево 5203-10);
— на Пасху посещали кладбище, втыкали в могилы освященную вербу (П.-Г., Гарино 5040-05); в Пасху вся семья разговлялась одним яйцом, скорлупу от этого яйца клали на слегу, чтобы рос длинный лен (П.-Г., Осница 5040-19);
— на Радоницу при посещении кладбища закапывали яйцо в могилу (посередине) (Новорж., Крутцы 4998-29);
— в Егорьев день после выгона скота ходили на кладбище, поминали родителей, втыкали освященную вербу в могилу (П.-Г., Бирюли 5023-14); вербу несли в поле и втыкали на своей полосе, прыгали через нее, чтобы скотина сильная была (Новорж., Рудняха — Никитине* 5034-13); вербу с приговором пускали по реке, где сильное течение, чтобы так же сильно текло молоко (Новорж., Шикени 5186-17); вербу втыкали в муравейник — чтобы «коровы ходили дружно» (Опоч., Запеклево 1633-30);
— представление о том, что если обливать друг друга на толоке, то у коров будет больше молока (Краен., Мыза 1644-07а; П.-Г., Воронич — Тарасо-
во* 4993-09), на толоках обливались, чтобы нива не засохла (Опоч., Терехи 2271-05);
— ко дню Флора и Лавра резали овцу (если не зарежешь, то волк унесет овцу из стада — Опоч., Запеклево 1633-30, 1634-01);
— поверье о том, что после заката нельзя заканчивать жатву: «пожатки» устраивали только до захода солнца, чтобы «радйтелям гулять бы была весела» (Опоч., Воронково 2284-01); стремились «пожаться» до заката солнца, иначе кто-нибудь умрет в семье (Новорж., Дорожкино 5050-18).
Система фольклорных жанров, включенных в календарный цикл, представлена не только собственно обрядовыми формами, но и приуроченными хороводными и игровыми песнями, вечёрочными припевками, лирическими песнями, а также жанрами непесенного фольклора.
Специфика.данного этнокультурного региона и состоит в том, что КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР центрально-псковской зоны представлен небольшим набором собственно обрядовых песен, относящихся преимущественно к зимне-весеннему периоду календаря (колядки и «виноградья», масленичные припевки и волочебные песни), а также непесенными образцами (обрядовыми выкриками и приговорами), исполняющимися в разные календарные периоды — Святки, Масленица, жатва и другие.
Распространение тех или иных жанров локализуется на определенных территориях.
Все подробности каменный ковер на сайте.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45