Центрально псковские традиции
В д. Захарьино Пушкино-Горского района престольными праздниками были дни Николая чудотворца (зимний и летний). Накануне праздника совершали обход деревни с иконой. Икону, привезенную батюшкой из церкви, носили из деревни в деревню («икона ходит»), местные жители выходили встречать крестный ход на дорогу. В деревне все собирались в одну избу (обычно к богатому хозяину), священник служил службу: этот дом считался «как святой, патаму што [там] всягда астанавливалась икона и в первую очередь в тот дом прихадйл свяш-шённик и атпевал, <…> как в церкви пают». Потом ходили по дворам (только в те дома, куда приглашали). Впереди, по дороге, устилаемой соломой, шел священник с иконой. Во время шествия больные проходили под иконой и целовали лики святых, чтобы излечиться (рассказывают, что одна женщина ходила так по нескольким деревням и перестала болеть) (П.-Г., Гарино — Захарьино* 5039-05). В доме стол покрывали скатертью, а пол устилали соломой (Новорж., Вишлёво — Мартюши* 5041-25).
Когда приходили к дому, хозяин стелил во дворе чистую солому, на которую ставили икону. Потом батюшка кропил святой водой в доме. Домочадцы в этот день надевали чистую, нарядную одеж-
ду. Обязательно устраивалось застолье, приезжали гости (П.-Г., Гарино — Захарьино* 5039-04, 05).
Плату собирали через три дня после службы, объезжая деревни на лошадях: «Тут падвода шла, хто чем платил, хто зерном свяшшённику платил, хто гатовым печёным хлебам» (П.-Г., Гарино — Захарьино* 5039-04, 05).
В других случаях молебен происходил не в одной или нескольких избах, а во всей деревне, совершалось освящение хозяйственных построек, полей и стада. Служить начинали с края деревни, обходили не только дома, могли быть молебны в гумнах (П.-Г., Осница — Жуково* 5041-01).
«За Илью», «за Ягорий»19 — в д. Поляне брали икону святого, которому был посвящен праздник, и носили ее по деревням. «За Илью» служили в доме и во дворе, «за Ягорий» иконой обносили скот, стреляли из ружей (от волков). Икона была большая, ее держали вдвоем, сзади несли решето, туда складывали яйца, лепешки. Затем их отдавали попу (П.-Г, Горбово 5010-09).
До 1930-х годов на праздник «Богомоленье» (первое воскресенье после Троицы) в церкви в д. Дубково была служба. После службы батюшка освящал ржаное поле, заходил в каждый дом, кропил святой водой. Затем крестный ход направлялся в другую деревню, где уже ждали икону, выходили навстречу. До обеда была служба, а после обеда ходили на гулянья (Новорж., Марьино 5032-18).
Если церковные традиции (обходы с иконами, молебны в домах и на поле) в силу ряда причин были нарушены в 1930-е годы, то деревенские праздничные гулянья и ярмарки активно бытовали даже в послевоенное время.
Перед праздником в доме все убирали. Для праздничного застолья варили пиво, гнали самогон, пекли пироги; резали барана, делали холодец; варили разные каши; готовили суп, щи, рыбу. Среди напитков упоминаются также хлебный квас (П.-Г., Осница — Жуково* 5041-01), вересовое пиво (П.-Г., Крылово 5022-18), брага (Новорж., Борки 5003-61). Записаны довольно редкие примеры высказываний иностранцев о русских праздничных застольях: «У нас мельница была в другой дярёвни, в Свинамура-ва. А там мельник был — нёмиц. И вот: "Русский дурак! Мадёе, мадёе — всё сабирають, всё — к празни-ку. Придуть, за три дня всё апашуть — съядуть! А у нас в Германии ня так: вот абёд празник — сабёрут-ся там свай радныи, пабёдають, пакушають — и празник, и всё. А эта, — гаварйть, — как абжирание. Приёдуть, всё сажруть. А патом апять — голые зубы". Ой, Госпади! Вот, бывала, всё так, што русский — дурак» (П.-Г., Крылово 5022-18).
На ярмарку принято было надевать ПРАЗДНИЧНУЮ ОДЕЖДУ. Женский наряд состоял из коленкоровой кофты, сарафана, на голове был
«повой» (спереди расшит серебряными или золотыми нитками), сверху повязывали большой платок, который завязывали сзади (П.-Г., Галичино — Русское* 4996-13).
По праздникам носили рубахи из набойного материала (Новорж., Адорье 5004-42). Богатые носили суконную одежду (Новорж., Вишлёво — Мар-тюши* 5042-11). Парни ходили по праздникам в «тройках» (Новорж., Соболицы 5017-16). Шили праздничные холщовые мужские «портки» (они были покрашены в полоску — белая, красная, зеленая). Покупали широкие «опояски» (около 20 см) с рисунком в крупную полоску, ими мужики опоясывались зимой поверх шубы (П.-Г., Крюки 5012-16). Сапоги или валенки носили только в праздник. На ярмарку шли пешком, туфли носили с собой. Подходя к деревне, мыли ноги и надевали чулки и туфли (Новорж., Васьково 5202-37).
В д. Осница Пушкино-Горского района встретилось упоминание о бане накануне престольных праздников:20 старики приходили в гости накануне, топили баню, мылись (вечером). В сам праздник приходила молодежь, старики к вечеру уходили, а молодежь оставалась гулять на два-три дня (П.-Г., Осница — Жуково* 5040-12, 19, 5041-01).
В праздники не работали, гуляли, отдыхали. Три дня праздновали, ходили в гости друг к другу (в гости приходили вечером в канун), угощались (четверть вина, самовар). Мужики сидели, разговаривали. Если «есть музыка — паиграют, песню спа-ют» (Опоч., Козырёво 1616-31). До обеда гости дома, пообедали — и на ярмарку. Полный дом гостей -20-30 человек, и три дня гуляли (приезжали только родственники).
На ярмарках, на уличных гуляньях, в домашних застольях активно участвовали все возрастные группы — от детей до стариков: «Таропятца бабы в гуляшший день скарёе на прагон [перекресток]. Вот старики сидя — в карты играють. Кто-та в гармонь там или в скрь’шку играя. Кто-та нямножка пад градусам — песни пае — сидйть». Молодые парни играли в рюхи, пускали колесо; маленькие гоняли камешек — «костатушку» (Краен., Минино 1656-18). «Панасядут <…> все канавы заполнены старухами и стариками. Маладёжь па дароге ходит», девушкам можно было познакомиться «с дальними парнями» (Опоч., Запеклево 1633-30).
В праздники ходили по дворам бедные (старушки, маленькие дети) — ходили с торбами, побирались (Новорж., Залог 5036-08).
На ярмарках могли торговать разным товаром:21 старухи и старики продавали яблоки, вишни, орехи, семечки. Продавали горшки, бочки, чашки, лыко для плетения лаптей; на «цыганскую ярмарку» (25 февраля)22 была крупная торговля, приходили цыгане (Новорж., Выбор 5016-18).
Съезжие праздники, ярмарки проходили при большом скоплении народа: «Не пиряйдёшь — народ. Абозам и абозам, запрёжены лошади — эта па тракту была не прайтй. И с гармоням. И в гармонь играют, и песни пают… Сабёретца столька народу, што патеряешься, мужа патеряешь и не найдёшь» (Краен., Минино 1656-06). «На ярманку сабира-лась, может быть, челавёк пятьсот, а то и больше. Вот тут в этой дярёвне, в Багародицу (28 августа).23 <…> И вот тут столька народу, што с това канца и да этава канца, нигде — ни ската выгнать, никаво, задвинут всё народам была» (Краен., Мутолевка 1769-28). Молодежи собиралось до тысячи человек (Новорж., Алтун 5196-02). Могли приехать издалека — за 50 километров приезжали на лошадях — и молодежь, и старые (Опоч., Запеклево 1633-30).
Праздничное гулянье по улице часто представляло собой определенным образом организованное ШЕСТВИЕ: ходили рядами. «Так кругом и хадйли ва всю ярманку. Ой, народу сабиралось, уй! <…> Гармонь играеть, мальцы песни пають пад гармонь. <…> Специальна были писнахоры, каторые падлаживали петь. О, интересна была. Раньше красива была гулять» (Краен., Габоны — Лужки* 1615-08). «Вот так дарога — ряда чатыре калонна туда идё, а па втарой стараны — аттуда ряда в чатыре-пять народ. Вот так — не перяйтй через дарогу» (Краен., Минино 1656-06). В праздник с 12 часов дня идут на ярмарку: «гужам», «плетням» (толпой, один за одним), на лошадях едут за 12 км на ярмарку — «полная деревня народу — гуляют», поют, пляшут, танцуют, гармони играют (Новорж., Малое Алешно 5000-22). «И это вот, ярмарка — народу-та была — ужас! Как палатно сйтцевае двйжетца — друг к другу идут навстречу» (П.-Г., Блажи 2259-08).
Таким же образом проходили ярмарки и в крупных населенных пунктах. Так, в Пушкинских Горах на «Девятник» («поели Пасхи дявятая пятница») съезжался народ со всего района: «Бь’ша яр-манка. Па Пушгарам тоже так же хадйли с гармоней, и народ так вот всё парам, всё вот так па круг в два ряда» (П.-Г., Петровское 4992-11).
На праздничных гуляньях часто проходил выбор невест (молодые парни выбирали невест, «старики» — будущих невесток), соответственно, складывались определенные взаимоотношения молодежи, существовали свои правила этикета: «А дёвач-ки гуляли, не как сейчас. <…> Раньше сайдёшь на гулянку, адйн парень хоча падайтй, паходишь с ад-нйм. Если не ндравитца парень, падруге падталк-нёшь. Этава атведут, втарой падайдёт. Этат палуч-ше, с этим пабольше паходишь. Ат этава атайдёшь -третий падходит. Никто не ревнавал, <…> гуляли хитра» (Краен., Минино 1656-07).
Частотные преобразователи innovert idd купить преобразователи частоты innovert.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45