Поиск по сайту

Центрально псковские традиции

В Егорьев день происходил ПЕРВЫЙ ВЫГОН СКОТА в поле. Хозяева ОБХОДИЛИ скотину с ре­шетом, в которое ставили икону на вышитом поло­тенце, клали яйца, хлеб, «балабки» (специально ис­печенные булочки с яйцом), зерно (жито).
«Прежде чем в поле выгнать, сперва дома с вер­бой абхадйли. К Ягорию ламаишь вербы, вот — в Вёрбинноё васкрясёньё <…> ламать вербу нада. Ну, кто ходит в цёркву с вербой, вербу святят там в церкви. Ну, а кто просто паставит дома, пад икон­кой, и стайт ды Ягорьива дня. За Ягорий уже ска-тйнку абайдёшь, в поле прагонишь с верьбйнкой, патом хадйли на магйлки с этой вербой, радйтилей паминали с вербой. А вёрбачку торкали в магй-лачку» (П.-Г., Бирюли 5023-16).
Сначала на дворе обходили скот трижды — с ре­шетом шли вокруг скотинки «солнцу навстречу». Решето (и в нем — икону, «балабку») оставляли в хлеву до вечера (чтобы «дваравой не вязался»), кре­стились: «Спаси, Боженька, скатйнку» (Новорж., Рудняха — Никитине* 5034-13).
Когда выгоняли скотину в поле, совершали об­щинный обход стада. Приведем несколько расска­зов из разных деревень.
В д. Рудняха женщины трижды обходили стадо с чтением молитвы («Отче наш»). Одна из женщин в решете несла икону (на дно клали полотенце -так, что концы свешивались, в решете — икона, два яйца, верба, свечка, маленький кулич с запеченным яичком — «егорьевская лепёшка», «балабка»). Все остальные шли сзади, а пастух смотрел за стадом. Вербу потом втыкали в поле, прыгали через нее,
чтобы скотина сильная была. Часть вербы прино­сили на свою ниву и в огород (Новорж., Рудняха -Никитино* 5034-13).
«Бывала, Ягорий день дажидаешь, пиражок спякёшь — вот в Ягорий день будим абхадйть скатй-ну. Выганяим в поля. И старичок (есь старичок) вазьмё икону, ришато тожа: в ришато — икону, па-латёнцем накрые ришато, — и кругом всей скатаны абайдё. Што раз абайдё (с аннаво места начинае, ну, примерна, с этава угла, и абайдё кругом), сюда как падайдё, так выстреля с ружьёв. В каво ружьё есь, с ружья стреляли. И вот три раз абайдё и всё три раз выстреля, ага… А пиражок тагда пыдають пастуху — хто в поле пасётца в Ягорий, вот. В нас уже в дярёвне не была наёмнава [пастуха], самы па очереди паслись — так хто пасся, тому [подавали яй­ца]. И яёц набёруть, и пастуху яёц дадуть, и пи­ражок… А хазяева тагда сыбираютца, бутылочку принясуть и сядут тут же на поле, и выпьем» (Опоч., Бездедово 2242-01).
«Скот выганяють с вёрбачкый: вёничак, ну, а кто и с цвятами делали — ну, вёрбачку украсют, вот. Пастуху два яичка абязательна сварить нада, и, как гыварят: "Богу — два яйца". Старики абхадйли ка-ров с иконам. В стариках взят икона в ришато, ри­шато накрыта харошим пылатёнцам или там скы-тярётачкай какой харошинький, ну вот, там пастав-лена икона, и паложена яичка, и хлеб ягорьевский (такая балабушечка, называли, впёчана туда — яйцо впёчана). Ну вот, этаму старику… Их троя в нас бы­ло, три старика хадйли с иконам, в ришато пастав-лены иконы, и вот хадйли. <…> И вот мы клали им всем па пары яйчак — эта Богу, пастуху — пару. И кагда абайдуть, <…> идут кругом — так красива, а тут всё нарядные стаять жёньщины, <…> и сразу стреляли. И три раза так абайдут, три раза, и патом три раза выстрелють — там, сколька стрельцов — бу-ваеть три, буваеть два. А скатана, <.„> вот пряма в кучу все сабираютца, так интярёсна, што кагда выстрелють — ня куча разбягаетца, а все в кучу са­бираютца — так эта баятца, ти што?» (П.-Г., Поляне 2263-03).
По поверьям, выстрелы во время обхода обере­гали стадо «от волков» (Новорж., Мосеево 5203-02).
Кроме молитв в момент выгона и обхода скоти­ны произносились приговоры.
Хозяйки, выгоняя скотину со двора, крестили ее вербой (благословляли) со словами:
«[Благо]славй, Христос, бирягй!
Вёрбачка, вёрбачка, бирягй скатйнку!». Часть вербы ставили к озеру, на пастбище, дру­гую часть с приговором бросали в реку, где сильное течение, чтобы так же сильно текло молоко:
«Вёрбачка, вёрбачка, Малакб рякбй!»
(Новорж., Шикени 5186-17).
При обходе стада могли произносить:
«Ягорий-свят,
Спаси ат Глаза лихучива,
Ат змея ползучива!»
(Опоч., Рупосы 2851-44).
Записаны сведения о том, что вербу втыкали в муравейник — чтобы «каровы хадйли дружна» (Опоч., Запеклево 1633-30).
В Егорьев день красили яйца в желтый цвет краской или листьями от березового веника (П.-Г., Коршилово 5026-24), крапивой (Новорж., Рудняха
—  Никитине* 5034-13), вербой (Новорж., Мосеево 5203-02).
Тех, кто первый раз должен был пасти скот в поле (молодые невестки), обязательно ОБЛИВАЛИ ВОДОЙ: «Вясной пайдё скатана. И вот и каждый в сваей сямьй абливая сваво человека, кагда кто в по­ле пасётца первый раз. Бывала, падловя… Наш Тймка — брат, бывала, вкрадки приладя вядро ва-ды, и — чох! — на галаву!» Так делали для того, что­бы пастух не дремал и не заснул в поле (Краен., Мыза1644-07а).
Кроме обхода стада, в Егорьев день в отдель­ных деревнях ХОДИЛИ С ИКОНОЙ В ПОЛЕ, за­сеянное рожью. «Патом хадйли на рожь, где рожь пасёяна, бувала — с этай иконай на ржй абизатель-на» (Новорж., Крюково 5011-29).
В экспедиционных записях содержатся краткие сведения о традициях ПАСТУШЕСТВА. Когда па­стуха нанимали, договаривались о плате: за каж­дую корову давали по пуду ржи, шерсть на валенки, мясо. Стадо пасли до первого снега. Пастух жил и питался в домах по очереди. Его одевали и обували, шили для него «поршни» (обувь из кожи, как тап­ки); дети полоскали его портянки (Новорж., Яконо-во 5033-24).
Если стадо было большое, то пастух трубил в трубу, собирая скот (П.-Г., Петровское — Приезжи-но* 4992-13).
БОРИСОВ ДЕНЬ
Борисов день — «лошадиный» праздник. В этот день нельзя было работать на лошадях. Считалось, что нарушение запрета может привести к болезни скотины (что-нибудь «сделаешь» лошади). По вос­поминаниям рассказчиков, одна женщина поехала в этот день бороновать, и лошадь ногу «испортила» (Опоч., Запеклево 1634-01).
Обязательны были кушанья из яиц — яичница, вареные или печеные яйца. Варили 4 яйца («от ноги
— по яйцу») — «хозяину» (Новорж., Яконово 5033-25).
Мужчины В ПОЛЕ ЖАРИЛИ ЯЙЦА, чтобы кони были хорошие (П.-Г., Кириллово 5010-01). Ус­траивали костер в поле, потом пекли яйца в песке (Новорж., Рудняха — Никитино* 5034-14).
Начиная с Борисова дня, молодежь (подростки) по 6-10 человек ездила в НОЧНОЕ — лошадей пасти, брали шубы, одеяла, подушки, по очереди пасли и отдыхали, всю ночь жгли костер, гуляли, плясали, пели, старик рассказывал сказки (П.-Г., Крылово 5023-05). Брали с собой яйца, свинину, большую ско­вороду, жарили на сковороде яйца со свининой и ели
— всей артелью (Опоч., Запеклево 1634-01).
ОБРЯДЫ И ПРИМЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕСЕННИМИ ПОЛЕВЫМИ РАБОТАМИ
В начале ПАХОТЫ, сделав первую борозду во­круг поля, давали лошади «благовещенский хлеб» («балабку», «кокорку», лепешку) с запеченным яй­цом (яйцо в скорлупе наполовину погружено в тес­то) (Новорж., Щербово 5035-23). Благовещенскую лепешку крошили и разбрасывали на поле в первый день пахоты. Могли брать с собой также пасхаль­ное яйцо (которое лежало у иконы с Пасхи) и кро­шить его на поле (Новорж., Мосеево 5203-02).
По народным приметам и церковному календа­рю ориентировались в сроках СЕВА И ПОСАДКИ ОВОЩЕЙ:
—  на Николу сеяли горох (Новорж., Рудняха -Никитино* 5034-15);
—  лен раньше сеяли в конце мая, в начале июня (П.-Г., Воронково 2284-03);
—  когда на бороне пыль — сей гречу (Опоч., Во-добег 2850-64);
—  картошку сажали на Никольской неделе (Но­ворж., Рудняха — Никитино* 5034-15); в Борисов день нельзя сажать картошку — будет «корневастая» (П.-Г., Селихново 4994-28).
Копейку (из клецки, закатанной на «Сороки») хранили до начала сева, потом «клали яну в лукно»
— севалку (Новорж., Ладино 5007-06). Могли брать с собой на сев лепешку и пару яиц (Новорж., Вари-тино 5020-01).
Засевали старики (П.-Г., Осница — Жуково 5041-02) или хозяин — «еявёц» (Новорж., Ладино 5007-06).
Когда выходили сеять, приговаривали:
«Ради, Госпади, на каждую долю»
(Опоч., Зехново 2813-15).
Посадка овощей обычно сопровождалась заго­ворами. Например, при посадке капусты пригова­ривали:
«Не быдь12 галяняста, Быдь пузаста, Быдь вкусна, Быдь густа»
(Опоч., Посихново 2276-16).
Чтобы в капусте не было «килы», могли зака­пывать завернутый в белую тряпочку камень, са­жать рассаду вверх корнем: «Вот завёртывают ка-

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Холмский район.
  • Районирование и климат
  • Интересное