Центрально псковские традиции
Если узнавали, что кто-то кому-то изменил, то на вечере «жгли рыжики» — парень поджигал гребенку или бумажку и кричал: «Рыжики — Любе Баландиной от такого-то! — Сидит с такой-то!» (П.-Г., Коршилово 5027-01); «Кате Лямихе рыжики от Миши! А пошёл он с такой-то!». Так кричали, чтобы все собравшиеся знали, что парень уже не гуляет с девушкой, и она свободна (Новорж., Лябино 5208-33).
В д. Горенье Бежаницкого района на вечерках «девки чудили» — кричали в трубу: «Караул, замуж хочу!». Потом выбегали на улицу и слушали -«аткуль мальцы идуть» (раньше мальцы «втихую» не шли, а всё песни пели, в гармонь играли). А если парни девушкам не понравились, то вслед им гремели в заслонку, это означало — «не ходите, вы нам не нравитесь» (Беж., Горенье 5213-40). Если парень из чужой деревни хватал девушку на выходе с вечёрки, то она должна была его проводить и поцеловать (Новорж., Губкино 5029-07, 09, 5030-03).
Самым почетным участником вечера был музыкант. За гармонистом «даже за семь километрав приезжали. <…> Паиграю вечер, и атвезут дамой» (Краен., Красногородское 1556-25).
Женщины и девушки плясали по-старинному -«Кружка» или «Трепака» (варианты наименования
— «Трапака», «Топотуха», «Ползунка», «Бочком», «Решатйха»). Плясали поодиночке или вдвоем «Русского», «Ёлочку», «Страдания» и другие пляски с дробью. Любимы молодежью были разнообразные плясовые игры («Бес», «Суп варить» и др.), многофигурные пляски («Лянова», «Лобанка», «Звёздочка», «На-первого» и др.).5
Необходимой составляющей посиделок и вечеров были игры:
а) «Здлата хардня» — девушки и «мальцы» садились в ряд, брали лучинку. «Вот прайде, притйски-ват [кому-нибудь лучинку], ты атгадывай — в кавб "зблата"? В тавб иль в тавб? Не дагадаешь, так ни-чавб, а атгадаешь, так тавб "жанйть" павядуть. Ня-вёсту выбирать, али жениха». Потом «свадьбу дёла-ють» — спрашивали у девушки: "За кавб ты замуж пайдёшь? Выбирай сябё жениха!"» (Краен., Лоску-тина 1583-13). «Народу мнбга, а тблька аднаму па-лбжат. В кругу абсёвши. Аннаму-та "зблата" палб-жишь. А патом тут астальныи вси — нада угадывать. <…> Тот скажет: "Тот!" — "Не". — "Тот!". — Ну вот, хто вгадая, таму и "зблата харанйть" апять» (Краен., Кучелеево 1581-22).
б) Играли в «Женитьбу»: на скамейку садились четыре парня, один из них — «жених». Водящий (с ремнем) спрашивал у «жениха», какую девушку он возьмет. Тот на ухо называл имя. Водящий вызывал четырех девушек. Они садились. Девушка должна угадать, за кого она «замуж выходит». Если угадает, то должна поцеловать парня, если не угадает — «тада ремень получишь». Потом парни уходили, а девушки садились и тоже выбирали парней. «Папрббуй угадать, кто меня взял. К какой садиться? Не туда сел -ремень палучай!» (Краен., Красногородское 1556-13).
в) Другой вариант «Женитьбы» строится в форме диалога: «Тарас, будешь жанйтца?» — «Нада в Сйдара спраейтца». Когда Сидор «разрешал», тогда подводили девку: «Вот, хараша? Выбирай!» -«Не, нехараша. Нос крючком!». Тогда подводили вторую — «И эта нехараша, в этый глазы касые». Подводили третью — «Ну, эта хараша». Тогда эту девку сажают. Потом спрашивали девушку: «Будешь ли жанйтца?» (Краен., Авдоши 1590-25).
г) Играли в «Монахи» — два парня подходили к двум девушкам (любым), ударяли их легонько палкой — выбирали, выводили к порогу и целовали. Потом девушки брали эти палки, ударяли парней (Опоч., Матюшкино 1631-02, 1632-14).
д) Игра «Тёс пилить» — двое стояли, третьему связывали руки и ноги, поднимали и вешали одному из стоящих на плечи руки, другому — ноги. Тот, кто висит, начинал дергать ногами — «тёс пилить». Кто знает игру — не становится сзади, а то «задёргают» (Новорж., Яконово 5033-01).
МАСЛЕНИЦА
Основными элементами масленичной обрядности являются катания «на долгий лён», приезд молодоженов в гости, угощение блинами, ярмарки и драки, прощание на Великий пост.
КАТАЛИСЬ НА ЛОШАДЯХ по всем окружным деревням. «Запрягали лашадёй. Даже ездили,
была — сабираютца в Тирябёнь, вот там, сабира-лись на лашадях, ёзьдили кататьца там. И вечерам, на Масляны паслённий день, вечерам, в кавб лошадь есь, каждый запрягё, и катаютца. Гаварят, нада запрёчь, пракатйтца, штббы навина [новое домотканое льняное полотно] длинная была — далёк пракатйтца!» (Опоч., Бездедово 2241-14).
В Масленицу утром запрягали лошадей, сажали ребятишек в сани и катали их по деревне, они кричали, чтобы лён вырос: «Лён далгбй, лён далгбй! Расти, лён длинной!» (Новорж., Посадниково 5014-16, 17). «Нада на Масленай кататце, штббы лён ха-рбший рос. Раньше эта вот старики всё так гаварй-ли. Бывала, мужики запрягуть (где — мужики, где -мальцы, где што; ребят-та катали всё больше старики) — вот, бывала, гурьбой насадют полный воз, а мы вот и держимся, смяёмся — ха-ха-ха, ха-ха-ха! Бывала — снегу! Бывали какие сугробы-та балылйи! Ой-ёй-ёй, я ня знаю! И вот катали, бывала. И ёта кажный год бывала, кажный год! Всё на Масленай катались» (П.-Г., Стречно 2253-02).
На озере катались на лошадях наперегонки, «призы брали» (Опоч., Фомкино 2770-22).
КАТАЛИСЬ С ГОРКИ и дети, и взрослые — делали «катальню» (заливали водой) (П.-Г., Крюки 5012-19).
Гору делали из комьев снега, поливали ее водой. Катались на санках, на больших дровнях — кучей (и дети, и мужчины). Когда молодожены скатывались, им подкладывали жердь, чтобы сани перевернулись, смеялись над ними (Новорж., Свиному-рово — Ферково* 4995-16).
«На Масленицу мы тоже катались. Вот саби-рёмся, в нас гара, вазьмём санки, на катбрых [на] лошади ездят, и артелей сядем, и пабёгли апять абратна» (П.-Г., Кириллово 5009-29).
«Катывалась на ледянках, на саначках. [Ледянка] — ну, лёд: вырубят лёд и сделают такую салазку — сделают са льда. [Катались] в деревне пад гару. Или в поле где на саначках — где гара паббльше» (Опоч., Бурлово 2242-19).
На горке, с которой катались, женщины пели «долгие» песни. Вечером жгли костры, пели короткие припевки: «Подманула нас курва Масленица», «Как на Масленой неделе со стола блины летели», частушки.
«Бывала, сабиралися, каталися на саначках. Песни пели разные. На горки, бывала, в кавб санач-ки есь, так на саначках. <…> [Песни] — длинные. Сабиралися, бывала, такие старушки. Пели "Калину"» — лирическая песня, в данной традиции исполняется обычно на свадьбах (Опоч., Алино 2242-24).
На масленичной неделе происходили ЗАСТОЛЬЯ, гулянья. Обязательным масленичным угощением были блины, «сырница»: «После мясади -Масленица. <…> Пекли блины на Масленицы, пек-
ли в каждам пачтй доме, и их ели только с маслом са слйвачным. "Сырница" — это кислый твораг, яво разогрявали с маслом и ели» (П.-Г., Осница 5040-19). Блины давали коровам (Новорж., Мосеево 5203-14).
«Выпивали — штобы лён радйлся харашо. Сабё-рутца старики, нада выпить, штобы лён радйлся» (Опоч., Бездедово 2241-14).
Блины пекли всю неделю. С первым блином ДЕВУШКИ ГАДАЛИ: бежали на улицу — кто встретится; в субботу на масленой неделе ходили с блином «по подоконью», слушали, что говорят (Новорж., Мосеево 5203-14).
В Масленицу парни ВОЛОЧИЛИ ВОКРУГ ДЕРЕВНИ БОРОНУ, чтобы девушки не выходили замуж в чужие деревни (Опоч., Звоны 2272-04).
С этим же связана и примета: если «островья» из-под сена не убраны (не сложены, а стоят в поле), девки замуж не выйдут. Эти «островья» вытаскивали (Новорж., Мосеево 5203-01).
С четверга до воскресенья ЗЯТЬЯ ПРИЕЗЖАЛИ в гости к теще — в «зятинскую».
«Маладыи — анй ешшо в четверг вечером или в пятницу уязжали в гости — "в зятинскую" — и там гастйли да васкресёнья. В васкресёнье вечерам абя-зательна приезжали загавлять дамой» (П.-Г., Осница 5040-19). «Зять приязжая в гости. Гаварйли: "Ну, зять ёдя в гости". А зять сабираетца, гаварйт: "Паё-ду в зятевскую — к тёщи на блины". <…> В чатвёрг едут уже в зятевскую. Тагда вот — пятница, суббота, васкрисёнье — этых три дня уже гуляшшии была. А в панядёльник атправляютца дамой или в васкрясёнье вёчарам уязжают дамой» (П.-Г., Пересечек 2261-08).
Когда молодые первый раз ехали в «зятевскую», парни перегораживали дорогу жердиной, девушки становились вдоль жерди, молодой должен был откупиться (Новорж., Речки 5045-25).
Для деревенских парней молодуха должна была сшить «шелугу». «Нявёста шьё такую шулугу <…> — с тряпак (ана вся хахлатая сдёлаитца, тряпкам на-кйшшиная) и выкйдывае на улицу рябятам. А рябя-ты эту шулугу ганяють (как тяпёрь вот в хаккёй-та играють). <…> Вот и гаварять: "Нявёсту взяли — новую шулугу ганяють па деревни"» (П.-Г., Пересечек 2261-08).
Ответы какой мфу выбрать для офиса myhobby.guru.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45