Поиск по сайту

Центрально псковские традиции

Если узнавали, что кто-то кому-то изменил, то на вечере «жгли рыжики» — парень поджигал гре­бенку или бумажку и кричал: «Рыжики — Любе Ба­ландиной от такого-то! — Сидит с такой-то!» (П.-Г., Коршилово 5027-01); «Кате Лямихе рыжики от Миши! А пошёл он с такой-то!». Так кричали, что­бы все собравшиеся знали, что парень уже не гуля­ет с девушкой, и она свободна (Новорж., Лябино 5208-33).
В д. Горенье Бежаницкого района на вечерках «девки чудили» — кричали в трубу: «Караул, замуж хочу!». Потом выбегали на улицу и слушали -«аткуль мальцы идуть» (раньше мальцы «втихую» не шли, а всё песни пели, в гармонь играли). А если парни девушкам не понравились, то вслед им греме­ли в заслонку, это означало — «не ходите, вы нам не нравитесь» (Беж., Горенье 5213-40). Если парень из чужой деревни хватал девушку на выходе с вечёрки, то она должна была его проводить и поцеловать (Новорж., Губкино 5029-07, 09, 5030-03).
Самым почетным участником вечера был музы­кант. За гармонистом «даже за семь километрав приезжали. <…> Паиграю вечер, и атвезут дамой» (Краен., Красногородское 1556-25).
Женщины и девушки плясали по-старинному -«Кружка» или «Трепака» (варианты наименования
—  «Трапака», «Топотуха», «Ползунка», «Бочком», «Решатйха»).  Плясали поодиночке или вдвоем «Русского», «Ёлочку», «Страдания» и другие пляс­ки с дробью. Любимы молодежью были разнооб­разные плясовые игры («Бес», «Суп варить» и др.), многофигурные  пляски  («Лянова»,   «Лобанка», «Звёздочка», «На-первого» и др.).5
Необходимой составляющей посиделок и вече­ров были игры:
а) «Здлата хардня» — девушки и «мальцы» сади­лись в ряд, брали лучинку. «Вот прайде, притйски-ват [кому-нибудь лучинку], ты атгадывай — в кавб "зблата"? В тавб иль в тавб? Не дагадаешь, так ни-чавб, а атгадаешь, так тавб "жанйть" павядуть. Ня-вёсту выбирать, али жениха». Потом «свадьбу дёла-ють» — спрашивали у девушки: "За кавб ты замуж пайдёшь? Выбирай сябё жениха!"» (Краен., Лоску-тина 1583-13). «Народу мнбга, а тблька аднаму па-лбжат. В кругу абсёвши. Аннаму-та "зблата" палб-жишь. А патом тут астальныи вси — нада угадывать. <…> Тот скажет: "Тот!" — "Не". — "Тот!". — Ну вот, хто  вгадая,  таму  и  "зблата  харанйть"  апять» (Краен., Кучелеево 1581-22).
б) Играли в «Женитьбу»: на скамейку садились четыре парня, один из них — «жених». Водящий (с ремнем) спрашивал у «жениха», какую девушку он возьмет. Тот на ухо называл имя. Водящий вызывал четырех девушек. Они садились. Девушка   должна угадать, за кого она «замуж выходит». Если угадает, то должна поцеловать парня, если не угадает — «тада ремень получишь». Потом парни уходили, а девушки садились и тоже выбирали парней. «Папрббуй уга­дать, кто меня взял. К какой садиться? Не туда сел -ремень палучай!» (Краен., Красногородское 1556-13).
в) Другой вариант «Женитьбы»   строится в форме диалога: «Тарас, будешь жанйтца?» — «Нада в Сйдара спраейтца». Когда Сидор «разрешал», тогда подводили девку: «Вот, хараша? Выбирай!» -«Не, нехараша. Нос крючком!». Тогда подводили вторую — «И эта нехараша, в этый глазы касые». Подводили третью — «Ну, эта хараша». Тогда эту девку сажают. Потом спрашивали девушку: «Бу­дешь ли жанйтца?» (Краен., Авдоши 1590-25).
г)  Играли в «Монахи» — два парня подходили к двум девушкам (любым), ударяли их легонько пал­кой — выбирали, выводили к порогу и целовали. Потом девушки брали эти палки, ударяли парней (Опоч., Матюшкино 1631-02, 1632-14).
д) Игра «Тёс пилить» — двое стояли, третьему связывали руки и ноги, поднимали и вешали одно­му из стоящих на плечи руки, другому — ноги. Тот, кто висит, начинал дергать ногами — «тёс пилить». Кто знает игру — не становится сзади, а то «задёрга­ют» (Новорж., Яконово 5033-01).
МАСЛЕНИЦА
Основными элементами масленичной обрядно­сти являются катания «на долгий лён», приезд мо­лодоженов в гости, угощение блинами, ярмарки и драки, прощание на Великий пост.
КАТАЛИСЬ НА ЛОШАДЯХ по всем окруж­ным деревням. «Запрягали лашадёй. Даже ездили,
была — сабираютца в Тирябёнь, вот там, сабира-лись на лашадях, ёзьдили кататьца там. И вечерам, на Масляны паслённий день, вечерам, в кавб ло­шадь есь, каждый запрягё, и катаютца. Гаварят, на­да запрёчь, пракатйтца, штббы навина [новое до­мотканое льняное полотно] длинная была — далёк пракатйтца!» (Опоч., Бездедово 2241-14).
В Масленицу утром запрягали лошадей, сажали ребятишек в сани и катали их по деревне, они кри­чали, чтобы лён вырос: «Лён далгбй, лён далгбй! Расти, лён длинной!» (Новорж., Посадниково 5014-16, 17). «Нада на Масленай кататце, штббы лён ха-рбший рос. Раньше эта вот старики всё так гаварй-ли. Бывала, мужики запрягуть (где — мужики, где -мальцы, где што; ребят-та катали всё больше стари­ки) — вот, бывала, гурьбой насадют полный воз, а мы вот и держимся, смяёмся — ха-ха-ха, ха-ха-ха! Бывала — снегу! Бывали какие сугробы-та балылйи! Ой-ёй-ёй, я ня знаю! И вот катали, бывала. И ёта кажный год бывала, кажный год! Всё на Масленай катались» (П.-Г., Стречно 2253-02).
На озере катались на лошадях наперегонки, «призы брали» (Опоч., Фомкино 2770-22).
КАТАЛИСЬ С ГОРКИ и дети, и взрослые — де­лали «катальню» (заливали водой) (П.-Г., Крюки 5012-19).
Гору делали из комьев снега, поливали ее во­дой. Катались на санках, на больших дровнях — ку­чей (и дети, и мужчины). Когда молодожены скаты­вались, им подкладывали жердь, чтобы сани пере­вернулись, смеялись над ними (Новорж., Свиному-рово — Ферково* 4995-16).
«На Масленицу мы тоже катались. Вот саби-рёмся, в нас гара, вазьмём санки, на катбрых [на] лошади ездят, и артелей сядем, и пабёгли апять абратна» (П.-Г., Кириллово 5009-29).
«Катывалась на ледянках, на саначках. [Ледян­ка] — ну, лёд: вырубят лёд и сделают такую салазку — сделают са льда. [Катались] в деревне пад гару. Или в поле где на саначках — где гара паббльше» (Опоч., Бурлово 2242-19).
На горке, с которой катались, женщины пели «долгие» песни. Вечером жгли костры, пели корот­кие припевки: «Подманула нас курва Масленица», «Как на Масленой неделе со стола блины летели», частушки.
«Бывала, сабиралися, каталися на саначках. Песни пели разные. На горки, бывала, в кавб санач-ки есь, так на саначках. <…> [Песни] — длинные. Сабиралися, бывала, такие старушки. Пели "Кали­ну"» — лирическая песня, в данной традиции испол­няется обычно на свадьбах (Опоч., Алино 2242-24).
На масленичной неделе происходили ЗАСТО­ЛЬЯ, гулянья. Обязательным масленичным угоще­нием были блины, «сырница»: «После мясади -Масленица. <…> Пекли блины на Масленицы, пек-
ли в каждам пачтй доме, и их ели только с маслом са слйвачным. "Сырница" — это кислый твораг, яво разогрявали с маслом и ели» (П.-Г., Осница 5040-19). Блины давали коровам (Новорж., Мосеево 5203-14).
«Выпивали — штобы лён радйлся харашо. Сабё-рутца старики, нада выпить, штобы лён радйлся» (Опоч., Бездедово 2241-14).
Блины пекли всю неделю. С первым блином ДЕВУШКИ ГАДАЛИ: бежали на улицу — кто встретится; в субботу на масленой неделе ходили с блином «по подоконью», слушали, что говорят (Новорж., Мосеево 5203-14).
В Масленицу парни ВОЛОЧИЛИ ВОКРУГ ДЕ­РЕВНИ БОРОНУ, чтобы девушки не выходили за­муж в чужие деревни (Опоч., Звоны 2272-04).
С этим же связана и примета: если «островья» из-под сена не убраны (не сложены, а стоят в поле), девки замуж не выйдут. Эти «островья» вытаскива­ли (Новорж., Мосеево 5203-01).
С четверга до воскресенья ЗЯТЬЯ ПРИЕЗЖА­ЛИ в гости к теще — в «зятинскую».
«Маладыи — анй ешшо в четверг вечером или в пятницу уязжали в гости — "в зятинскую" — и там гастйли да васкресёнья. В васкресёнье вечерам абя-зательна приезжали загавлять дамой» (П.-Г., Осни­ца 5040-19). «Зять приязжая в гости. Гаварйли: "Ну, зять ёдя в гости". А зять сабираетца, гаварйт: "Паё-ду в зятевскую — к тёщи на блины". <…> В чатвёрг едут уже в зятевскую. Тагда вот — пятница, суббота, васкрисёнье — этых три дня уже гуляшшии была. А в панядёльник атправляютца дамой или в васкрясёнье вёчарам уязжают дамой» (П.-Г., Пересечек 2261-08).
Когда молодые первый раз ехали в «зятев­скую», парни перегораживали дорогу жердиной, девушки становились вдоль жерди, молодой дол­жен был откупиться (Новорж., Речки 5045-25).
Для деревенских парней молодуха должна была сшить «шелугу». «Нявёста шьё такую шулугу <…> — с тряпак (ана вся хахлатая сдёлаитца, тряпкам на-кйшшиная) и выкйдывае на улицу рябятам. А рябя-ты эту шулугу ганяють (как тяпёрь вот в хаккёй-та играють). <…> Вот и гаварять: "Нявёсту взяли — но­вую шулугу ганяють па деревни"» (П.-Г., Пересечек 2261-08).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Холмский район.
  • Районирование и климат
  • Интересное