Поиск по сайту

Центрально псковские традиции

Фольклорные экспедиции Санкт-Петербург­ской консерватории и Фольклорно-этнографичес-кого центра проводили полевые исследования на территории Пушкино-Горского, Новоржевского, Опочецкого, Красногородского, Бежаницкого рай­онов Псковской области с 1984 по 1999 гг.
В Пушкино-Горский район было организовано 4 экспедиционных выезда (1984, 1987, 1998, 1999 гг.), работа проходила в 106 населенных пунктах семи во­лостей: Васильевской, Велейской, Зарецкой, Новго-родкинской, Первомайской, Полянской, Пушкино-Горской. Объем звукозаписей — 1371 текст.
В Новоржевский район осуществлено 3 экспе­диции (1987, 1998, 1999 гг.), обследовано 93 насе­ленных пункта двенадцати административных еди­ниц: Алтунской, Вёскинской, Вишлёвской, Выбор-ской, Дубровской, Жадрицкой, Заборьевской, За-реченской, Оршанской, Стехновской волостей и г. Новоржева. Объем звукозаписей — 1617 текстов.
В Опочецкий район состоялось 7 экспедицион­ных выездов (1984, 1985, 1986, 1987 -дважды, 1989, 1990), обследовано 169 населенных пунктов тринад­цати административно-территориальных единиц: Варыгинской, Глубоковской, Духновской, Звон-ской, Краснооктябрьской, Ладыгинской, Лобов-ской, Любимовской, Матюшкинской, Норкинской, Петровской, Пригородной волостей и г. Опочки. Объем звукозаписей — 1777 текстов.
В Красногородский район состоялось 7 экспе­диций (1984 — дважды, 1985 — дважды, 1986, 1987, 1990)^ работа проходила в 102 населенных пунктах шести волостей (Граинской, Ильинской, Красного-родской, Партизанской, Пограничной, Покров­ской). Объем звукозаписей — 1625 текстов.
Всего в данных районах обследовано 470 насе­ленных пунктов относящихся к тридцати восьми административно-территориальным единицам, об­щий объем звукозаписей — 6390 текстов.1
Материалы экспедиции 1999 г. включены в на­стоящее издание частично. По традиции Бежаниц­кого района (экспедиция 1999 г.) в данную часть во­шли сведения, полученные в северных и западных волостях (Махновской, Ашевской), расположенных по трассе Новоржев — Бежаницы. Волости, находя­щиеся южнее Бежаниц, представлены в части V, по­священной локнянско-ловатским традициям.
Фольклорные традиции центрально-псковской зоны, бытующие в районах среднего течения реки Великой и ее притоков (рек Синей, Иссы и Сороти), имеют ряд общих свойств. Для данного региона ха­рактерно преобладание обрядово-праздничных форм фольклора, непосредственно связанных с го­довыми праздниками, ярмарками и гуляньями. Это прежде всего относится к музыкально-хореографи­ческой культуре с ее чрезвычайно богатой системой инструментальных наигрышей; женскими, мужски­ми, групповыми многофигурными плясками; празд­ничными шествиями. Особую значимость в данной традиции имеют жанры устной прозы (легенды, притчи, поверья, сказки, былички, предсказания), заговоры. Собственно песенные жанры фольклора не образуют здесь единой репертуарно-стилевой зо­ны, локализуются в самостоятельные местные тра­диции, которые в ряде случаев оказываются непо­средственно связанными с песенными традициями смежных районов.
В данном регионе можно выделить два относи­тельно самостоятельных историко-культурных ком­плекса, сложившихся, соответственно, в юго-запад­ной (Красногородский, Опочецкий, прилегающие волости Пушкино-Горского района) и северо-вос­точной частях описываемой территории (правобере­жье реки Великой — Пушкино-Горский, Новоржев­ский, прилегающие волости Бежаницкого района).
Для местных традиций юго-западной части наиболее показательны следующие признаки:
—  в музыкальном фольклоре — бытование гусель­ной игры, пение «виноградий», волочебных песен (мелодизированный трехдольный напев), свадебных обрядовых песен и припевок, хоровых причитаний;
—  в обрядовой сфере — именование летних ноч­ных гуляний «Берёзки»; хорошая сохранность об­рядов довенечного цикла, связанных с шествиями невесты и боярок; использование терминов «запи-вины» и «отводины» в свадебном обряде;
—  в народной хореографии — названия старин­ной женской пляски — «Бочком», «Топтуха».
Для северо-восточных традиций (правобережье р. Великой) характерными являются:
—  в музыкальном фольклоре — наличие кратких колядок-«попрошаек», краткого напева волочеб­ных песен;
—  в обрядовой сфере — расстилание соломы в доме на Рождество и свадьбу; на зимних вечерах -обычай расходиться по избам («сидеть парами»); масленичные костры; испечение «клёчек» на «Соро­ки», волочение бороны в иванскую ночь (повсе­местно в Новоржевском районе); годовые помины -«субботки»; обряд «шувыкания» (качания) покой­ника (Пушкино-Горский, Новоржевский районы);
—  в народной хореографии — названия старин­ной женской пляски — «Ползунка» (Пушкино-Гор­ская волость), «Ришатйха».
Среди элементов, выявляющих специфику тра­диций всей центрально-псковской зоны, отметим следующие: возжигание костров на Пасху; бытова­ние, наряду с обычным, особого типа свадебного обряда, когда невесту сразу после сватовства увозят в дом жениха; в похоронной обрядности — посыпа­ние житом при выносе гроба.
Особый интерес вызывают сведения о появле­нии на территориях, граничащих с другими истори­ко-культурными зонами, новых элементов в обря­довой сфере, что позволяет определить специфику местных культурных традиций:
—  северная оконечность описываемого региона — правобережье р. Сороти (граничит с Порховским, Островским районами): «шелуга» на Масленицу (Зарецкая, Васильевская, Вишлёвская, Стехновская волости); «сборник» — женский головной убор (За-реченская волость);
—  северо-западная часть (граничит с Остро­вским, Пыталовским районами): использование в значении невестиной «красы» украшенной елочки; обряд «шувыкания» (качания) молодых на свадьбе (Васильевская, Зарецкая, Новгородкинская, Пуш­кино-Горская волости); наименование свадебного чина — «свадёбники» (гости со стороны жениха -Васильевская волость); «покладины» — завершение обрядов сватовства (Велейская волость Пушкино-Горского района, Ильинская волость Красногород-ского района); «сорока» — женский головной убор (Зарецкая волость); пляска «Топтуха» (Ильинская и Граинская волости Красногородского района, Ве­лейская волость Пушкино-Горского района);
—  южные волости Опочецкого района (грани­чат с Себежским районом): упоминания о пении «долгих» песен на Масленицу (Звонская волость); «венчание» коров в праздник Троицы (Лобовская волость); наименование первой пястки в начале жатвы — «Богу борода» (Духновская, Лобовская во­лости); в свадебной обрядности — свекровь встреча­ет молодых в вывороченной шубе (Звонская во­лость); «Богомолёнье» — завершение обрядов сва­товства (Ладыгинская волость); пляска «Бочком» (Норкинская, Лобовская, Матюшкинская волости);
—  восточная часть описываемого региона (ле­вобережье р. Сороти) граничит с Бежаницким, Лок-
нянским районами: на вечерах именование обычая сидеть парами по избам — «ходить в шишкарню» (Алтунская, Оршанская волости); обычай кричать в трубу «Караул, замуж хочу!» (Ашевская волость Бежаницкого района); костры накануне Иванова дня и Спаса Маккавея; «глазуха» — посторонние на свадьбе (Стехновская, Жадрицкая волости); «хле­бины» — второй день свадьбы (Заборьевская, Жад­рицкая волости); пляска «Ришатйха» (Ашевская во­лость Бежаницкого района, Оршанская, Заборьев­ская волости Новоржевского района).
Исследование ЭТНОГРАФИИ КАЛЕНДАР­НЫХ ОБРЯДОВ позволяет сделать вывод о единст­ве описываемого региона. В центральных районах зафиксирован развернутый цикл обрядов и праздни­ков годового земледельческого круга, а также трудо­вых обычаев, включенных в систему календаря.
Общие элементы календарной обрядности:
1) Святочный период, Крещение:
—  многочисленные виды девичьих гаданий;
—  разнообразные формы ряженья (наиболее распространенный народный термин, относящийся к ряженью: «обделывались»);
—  кутья и закликание Мороза в канун Рождества;
—  крещенские обычаи: «закрещивали» все две­ри, окна, кропили дом святой водой, носили укра­шенные деревянные крестики на колодец.
2) Супрядки:
—  коллективные работы по прядению;
—  особые формы поведения супряжонок — озор­ство, бесчинства.
3) Посиделки, вечера:
—  игра на музыкальных инструментах, хорово­ды, пляски, поцелуйные припевки, игры; пение ли­рических песен; рассказывание сказок, «былйц».
4) Масленица:
—  катания на лошадях — на «долгий лён»;
—  праздничные застолья; гулянья, ярмарки;
—  гостевание молодоженов;
—  прощание в последний день Масленицы.
5) Весенняя обрядность:
—  печение и загадывание «на комы» в «Сороки»;
—  испечение «благовещенской лепёшки», кото­рая хранится до пахоты;
—  обход дворов на Пасху волочебниками («во­лынщиками», «ялынщиками») с пением волочеб-ных песен;
—  обходы скота во дворе и в поле в Егорьев день.
6) Троицкая обрядность:
—  уборка, украшение улиц и домов березками; вывешивание полотенца «для родителей»;
—  посещение кладбища, «опахивание» могил березовыми веточками — «разметали глаза покой­никам»; помин, причитания;
—  гадания на березках (о погоде на летний пе­риод).
7) Летние полевые работы:
—   толоки: обливания водой и езда наперегонки;

Фирма brush-studio.info предлагает быстрое изготовление выставочных стендов в Москве. . Доставим сборный груз в Россию из стран дальнего зарубежья, обращайтесь в https://cargoved.ru.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • Мезоклиматический эффект Псковско-Чудского озера.
  • Изменение границ Псковской земли
  • Холмский район.
  • Районирование и климат
  • Интересное