Центрально псковские традиции
Фольклорные экспедиции Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этнографичес-кого центра проводили полевые исследования на территории Пушкино-Горского, Новоржевского, Опочецкого, Красногородского, Бежаницкого районов Псковской области с 1984 по 1999 гг.
В Пушкино-Горский район было организовано 4 экспедиционных выезда (1984, 1987, 1998, 1999 гг.), работа проходила в 106 населенных пунктах семи волостей: Васильевской, Велейской, Зарецкой, Новго-родкинской, Первомайской, Полянской, Пушкино-Горской. Объем звукозаписей — 1371 текст.
В Новоржевский район осуществлено 3 экспедиции (1987, 1998, 1999 гг.), обследовано 93 населенных пункта двенадцати административных единиц: Алтунской, Вёскинской, Вишлёвской, Выбор-ской, Дубровской, Жадрицкой, Заборьевской, За-реченской, Оршанской, Стехновской волостей и г. Новоржева. Объем звукозаписей — 1617 текстов.
В Опочецкий район состоялось 7 экспедиционных выездов (1984, 1985, 1986, 1987 -дважды, 1989, 1990), обследовано 169 населенных пунктов тринадцати административно-территориальных единиц: Варыгинской, Глубоковской, Духновской, Звон-ской, Краснооктябрьской, Ладыгинской, Лобов-ской, Любимовской, Матюшкинской, Норкинской, Петровской, Пригородной волостей и г. Опочки. Объем звукозаписей — 1777 текстов.
В Красногородский район состоялось 7 экспедиций (1984 — дважды, 1985 — дважды, 1986, 1987, 1990)^ работа проходила в 102 населенных пунктах шести волостей (Граинской, Ильинской, Красного-родской, Партизанской, Пограничной, Покровской). Объем звукозаписей — 1625 текстов.
Всего в данных районах обследовано 470 населенных пунктов относящихся к тридцати восьми административно-территориальным единицам, общий объем звукозаписей — 6390 текстов.1
Материалы экспедиции 1999 г. включены в настоящее издание частично. По традиции Бежаницкого района (экспедиция 1999 г.) в данную часть вошли сведения, полученные в северных и западных волостях (Махновской, Ашевской), расположенных по трассе Новоржев — Бежаницы. Волости, находящиеся южнее Бежаниц, представлены в части V, посвященной локнянско-ловатским традициям.
Фольклорные традиции центрально-псковской зоны, бытующие в районах среднего течения реки Великой и ее притоков (рек Синей, Иссы и Сороти), имеют ряд общих свойств. Для данного региона характерно преобладание обрядово-праздничных форм фольклора, непосредственно связанных с годовыми праздниками, ярмарками и гуляньями. Это прежде всего относится к музыкально-хореографической культуре с ее чрезвычайно богатой системой инструментальных наигрышей; женскими, мужскими, групповыми многофигурными плясками; праздничными шествиями. Особую значимость в данной традиции имеют жанры устной прозы (легенды, притчи, поверья, сказки, былички, предсказания), заговоры. Собственно песенные жанры фольклора не образуют здесь единой репертуарно-стилевой зоны, локализуются в самостоятельные местные традиции, которые в ряде случаев оказываются непосредственно связанными с песенными традициями смежных районов.
В данном регионе можно выделить два относительно самостоятельных историко-культурных комплекса, сложившихся, соответственно, в юго-западной (Красногородский, Опочецкий, прилегающие волости Пушкино-Горского района) и северо-восточной частях описываемой территории (правобережье реки Великой — Пушкино-Горский, Новоржевский, прилегающие волости Бежаницкого района).
Для местных традиций юго-западной части наиболее показательны следующие признаки:
— в музыкальном фольклоре — бытование гусельной игры, пение «виноградий», волочебных песен (мелодизированный трехдольный напев), свадебных обрядовых песен и припевок, хоровых причитаний;
— в обрядовой сфере — именование летних ночных гуляний «Берёзки»; хорошая сохранность обрядов довенечного цикла, связанных с шествиями невесты и боярок; использование терминов «запи-вины» и «отводины» в свадебном обряде;
— в народной хореографии — названия старинной женской пляски — «Бочком», «Топтуха».
Для северо-восточных традиций (правобережье р. Великой) характерными являются:
— в музыкальном фольклоре — наличие кратких колядок-«попрошаек», краткого напева волочебных песен;
— в обрядовой сфере — расстилание соломы в доме на Рождество и свадьбу; на зимних вечерах -обычай расходиться по избам («сидеть парами»); масленичные костры; испечение «клёчек» на «Сороки», волочение бороны в иванскую ночь (повсеместно в Новоржевском районе); годовые помины -«субботки»; обряд «шувыкания» (качания) покойника (Пушкино-Горский, Новоржевский районы);
— в народной хореографии — названия старинной женской пляски — «Ползунка» (Пушкино-Горская волость), «Ришатйха».
Среди элементов, выявляющих специфику традиций всей центрально-псковской зоны, отметим следующие: возжигание костров на Пасху; бытование, наряду с обычным, особого типа свадебного обряда, когда невесту сразу после сватовства увозят в дом жениха; в похоронной обрядности — посыпание житом при выносе гроба.
Особый интерес вызывают сведения о появлении на территориях, граничащих с другими историко-культурными зонами, новых элементов в обрядовой сфере, что позволяет определить специфику местных культурных традиций:
— северная оконечность описываемого региона — правобережье р. Сороти (граничит с Порховским, Островским районами): «шелуга» на Масленицу (Зарецкая, Васильевская, Вишлёвская, Стехновская волости); «сборник» — женский головной убор (За-реченская волость);
— северо-западная часть (граничит с Островским, Пыталовским районами): использование в значении невестиной «красы» украшенной елочки; обряд «шувыкания» (качания) молодых на свадьбе (Васильевская, Зарецкая, Новгородкинская, Пушкино-Горская волости); наименование свадебного чина — «свадёбники» (гости со стороны жениха -Васильевская волость); «покладины» — завершение обрядов сватовства (Велейская волость Пушкино-Горского района, Ильинская волость Красногород-ского района); «сорока» — женский головной убор (Зарецкая волость); пляска «Топтуха» (Ильинская и Граинская волости Красногородского района, Велейская волость Пушкино-Горского района);
— южные волости Опочецкого района (граничат с Себежским районом): упоминания о пении «долгих» песен на Масленицу (Звонская волость); «венчание» коров в праздник Троицы (Лобовская волость); наименование первой пястки в начале жатвы — «Богу борода» (Духновская, Лобовская волости); в свадебной обрядности — свекровь встречает молодых в вывороченной шубе (Звонская волость); «Богомолёнье» — завершение обрядов сватовства (Ладыгинская волость); пляска «Бочком» (Норкинская, Лобовская, Матюшкинская волости);
— восточная часть описываемого региона (левобережье р. Сороти) граничит с Бежаницким, Лок-
нянским районами: на вечерах именование обычая сидеть парами по избам — «ходить в шишкарню» (Алтунская, Оршанская волости); обычай кричать в трубу «Караул, замуж хочу!» (Ашевская волость Бежаницкого района); костры накануне Иванова дня и Спаса Маккавея; «глазуха» — посторонние на свадьбе (Стехновская, Жадрицкая волости); «хлебины» — второй день свадьбы (Заборьевская, Жадрицкая волости); пляска «Ришатйха» (Ашевская волость Бежаницкого района, Оршанская, Заборьевская волости Новоржевского района).
Исследование ЭТНОГРАФИИ КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДОВ позволяет сделать вывод о единстве описываемого региона. В центральных районах зафиксирован развернутый цикл обрядов и праздников годового земледельческого круга, а также трудовых обычаев, включенных в систему календаря.
Общие элементы календарной обрядности:
1) Святочный период, Крещение:
— многочисленные виды девичьих гаданий;
— разнообразные формы ряженья (наиболее распространенный народный термин, относящийся к ряженью: «обделывались»);
— кутья и закликание Мороза в канун Рождества;
— крещенские обычаи: «закрещивали» все двери, окна, кропили дом святой водой, носили украшенные деревянные крестики на колодец.
2) Супрядки:
— коллективные работы по прядению;
— особые формы поведения супряжонок — озорство, бесчинства.
3) Посиделки, вечера:
— игра на музыкальных инструментах, хороводы, пляски, поцелуйные припевки, игры; пение лирических песен; рассказывание сказок, «былйц».
4) Масленица:
— катания на лошадях — на «долгий лён»;
— праздничные застолья; гулянья, ярмарки;
— гостевание молодоженов;
— прощание в последний день Масленицы.
5) Весенняя обрядность:
— печение и загадывание «на комы» в «Сороки»;
— испечение «благовещенской лепёшки», которая хранится до пахоты;
— обход дворов на Пасху волочебниками («волынщиками», «ялынщиками») с пением волочеб-ных песен;
— обходы скота во дворе и в поле в Егорьев день.
6) Троицкая обрядность:
— уборка, украшение улиц и домов березками; вывешивание полотенца «для родителей»;
— посещение кладбища, «опахивание» могил березовыми веточками — «разметали глаза покойникам»; помин, причитания;
— гадания на березках (о погоде на летний период).
7) Летние полевые работы:
— толоки: обливания водой и езда наперегонки;
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45