Большевики псковской губернии
Деятельность агитаторов была плодотворной,. Даже представители контрреволюции вынуждены были признать эффективность большевистской работы по разложению корниловскчх войск. 29 августа генерал Краснов, ожидавший поезда в Псков, призывал солдат Приморского драгунского полка, два эшелона которого прибыли на станцию Дно, безоговорочно исполнять приказы Корнилова Но генеральская агитация успеха не имела Уже по пути в Псков, обгоняя эшелоны, следовавшие из Дно, Краснов еще раз убедился, что незаметная работа среди казаков и горцев ведется беспрерывно. После этой поездки Краснов писал: «…Всюду мы видели одну и ту же картину: где на путях, где в вагоне, на седлах, у склонившихся к ним головами вороных и караковых лошадей, сидели и стояли драгуны и среди них — юркая личность в солдатской шинели»’).
Активно действовали по деморализации корниловских войск на станции Псков большевики А Иванов, М Иванов, Александров и другие. Следуя призыву большевиков, железнодорожные рабочие станции Псков задержали эшелоны казаков Уссурийского и Приморского полков Пять тысяч казаков были настолько распропагандированы, что лотребовали ареста 18 офицеров-корниловцев, а самого Корнилова объявили изменником 2).
Дновские железнодорожники проявили большую организованность, сплоченность в борьбе с контрреволюцией, задержав часть «дикой» дивизии. На помощь дновцам псковские большевики послали вооруженный отряд в количестве 40 че«-ловек. Кроме этого, были вызваны 2 роты революционных солдат из порховского гарнизона. На станцию Дно выехали председатель и секретарь Псковского большевистского партийного комитета и другие большевики. Они помогли большевикам станции Дно в задержании казаков.
В июне 1917 года на станции Дно была организована ячей’ ка большевистской партии, куда входили 9 членов РСДРП (б) и несколько сочувствующих «Серьезным испытанием для организации явилось проведение агитации в частях «дикой» дивизии. Нам удалось, — вспоминает старый большевик В А. Хвалынский, — задержать 5-й эшелон этой дивизии По дан-
ному вопросу было созвано совещание всех организаций ^зла: партийной, профсоюзной, Советов рабочих и солдатских депутатов. На совещание был приглашен командир эшелона После подробного объяснения обстановки командир заявил, что горцы сами любят свободу и отнимать ее у других не намэре-ьы: Этот эшелон дальше станции Дно не отправился»1)
Поступили сообщения со станций Печоры и Новосокольники о задержании корниловских эшелонов. В Великих Луках был арестован комендант 209-го тылового этапа — корниловец полковник Речицкий. Корниловская авантюра провалилась.
Так, по призыву и под руководством большевиков трудя-щиеся Псковщины помогли петроградским рабочим и солдат там разгромить контрреволюционный мятеж Корнилова, который хотел расправиться с революционным гарнизоном Петрограда и Красной гвардией, установить военную диктатуру.
Рост влияния большевиков среди трудящихся масс
Псковщины после разгрома корниловского мятежа
В ходе борьбы с контрреволюционными силами корниловцев народные массы ясно увидели, кто их враги и кто истинные друзья. Трудовой народ наглядно убедился, что соглашательские партии меньшевиков и эсеров проводили на деле политику поддержки контрреволюционных сил, хотя на словах стояли за организацию подавления корниловского мятежа Так, на собрании фабрично-заводских комитетов Пскова рабочие осудили поведение эсеро-меныиевистского руководства Псковского Совета рабочих и солдатских депутатов, которое ничего не сделало для разгрома контрреволюционного мятежа Корнилова.
Трудящиеся массы отвернулись от соглашательских партий, в стране произошла перегруппировка сил. Не только рабочий класс и беднейшее крестьянство, но и середняки стали сплачиваться вокруг большевистской партии, верного защитника и выразителя их интересов. Влияние большевиков среди трудящихся масс возросло.
В стране наступила полоса большевизации Советов. 31 августа встал на большевистские позиции Петроградский Совет, 5 сентября большевистскую резолюцию принял Московский Совет. В сентябре стали большевистскими многие Советы крупных промышленных центров страны.
В новых условиях, когда-в наиболее важных районах стра* ны Советы стали большевистскими, партия вновь поставила на повестку дня лозунг «Вся власть Советам!». Но это был уже лозунг не мирного перехода власти в руки Советов. После разгрома корниловщины он звучал как призыв к вооруженному свержению Временного правительства буржуазии и помещиков и установлению диктатуры пролетариата.
В это время в стране наблюдался все более нарастающий революционный подъем, наступление которого предсказал VI съезд партии. Повсеместно росло и ширилось рабочее и кре-* стьянское движение, усиливались выступления в воинские частях.
Если в первые месяцы после Февральской революции в Пскове отмечались выступления рабочего класса, руководимого большевиками, за улучшение условий труда, восьмичасовой рабочий день, то летом и осенью 1917 года борьба приобретает более решительный размах. Под давлением большевиков Псковский Совет вынужден был принять постановление о конфискации канатно-прядильной фабрики, после того как фабрикант Мейер закрыл ее, выгнав на улицу рабочих. Аналогичное постановление было принято и в отношении кожевенного завода Русско-балтийского акционерного общества ‘).
Долго вели борьбу рабочие деревообделочного завода «Кондор», эвакуированного из Риги. В августе они начали забастовку за повышение заработной платы. Чтобы сломить сопротивление заводчика Вернера, рабочие в конце сентября приняли решение конфисковать завод и производить работы самостоятельно. Дело принимало «ежелательный оборот для владельца завода, и он вынужден был удовлетворить предъявленные требования. Когда рабочие приступили к работе, владелец снова ухудшил условия труда, ссылаясь на то, что предприятие работает с убытком, стал грозить локаутом. Рабочие вновь забастовали. Забастовка длилась до конца октября 1917 года. В ноябре завод был конфискован*). Забастовки происходили в других городах и уездных центрах губернии.
В деревнях губернии крестьянские массы усиливали борьбу против помещичьей и кулацкой кабалы. Борьбой крестьян руководили возвращавшиеся с фронта большевистски настроенные солдаты, а также солдаты воинских частей, расквар-
тированных в губернии, посланцы революционного Петрограда. В Островском уезде работал большевик В. Харлов, в Великолукском — Крошняков, в Холмском — В. Иванов. Большевистское влияние среди крестьянства распространялось через печать. Большевистский «Рабочий путь» был уважаемой газетой среди крестьян. Об этом, в частности, сообщает в ЦК РСДРП (б) крестьянин Порховского уезда Ильин1).
Выступления крестьян против помещиков отмечались в Порховскюм уезде (в 12 волостях из 22), Псковском, Островском, Опочецком и других уездах. Наряду с выкашиванием лугов, запашкой земли, порубкой леса крестьяне захватывают и громят помещичьи имения. По весьма преуменьшенным данным главного управления по делам милиции, только в сентябре в губернии было 3 случая захвата и разгрома имений. Причем, как отмечает управление, эти действия крестьян носили не случайный, а организованный характер2). Крестьяне конфисковали у помещиков инвентарь, лошадей, деньги и другое имущество, используя их на общие нужды. Крестьяне Полис-товской волости Холмского уезда, например, ютобрали у помещика Цанко-Кыльчика 11 тысяч рублей денег для починки дорог3). Выступало крестьянство, особенно беднейшее, не только против помещиков, но и против кулаков. Так, в Островском уезде крестьяне деревни Брагино Сонинской волости захвати-ли пустошь кулака Дерюгина, вырубили часть леса. Аналогичные случаи имелись и в других уездах. Крестьяне не довольствовались тем, что захватывали небольшие участки помещичьей и кулацкой земли, а принимали решения о разделе всех >годий. Собраний крестьян Новоржевской волости, преодолевая сопротивление кулаков, постановило: «Делить землю помещиков и… кулаков, не дожидаясь разрешения Временного правительства, потому что у власти хотя и не царь, а министры, но никакого толка нет безземельным»4).
Наряду с привлечением крестьянства на свою сторону большевики вели серьезную работу среди солдатских масс. Во многих воинских частях активно действовали большевистские группы, связанные с ЦК РСДРП (б) и партийными комитетами тех мест, где дислоцировались войска. В Пскове и Великих Луках большевистскую агитацию среди солдат проводил»! военные организации РСДРП (б), в Порхове — большевики
Сувалкского военного лазарета, где большевистской группой руководил В Суворов, в Торопце — большевики 173-го пехотного запасного полка во главе с Лупановым.
Большевики Лупанов и Суворов вели постоянную переписку с ЦК РСДРП (б), получая от него указания по проведению агитационной работы среди солдат, пропагандистскую литературу ит. д.1),
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22