Белогвардейцы
Советская власть также дала о себе знать, указав, что острова находятся на территории Советского государства по условиям мирового соглашения, обещала рыбакам скорейшее освобождение Пскова, просила помощи в продовольствии и требовала сформировать отряд для Красной армии. За оказанную помощь в начале зимы рыбаки отравили в Питер груз из сушеного снетка, но в вооруженной поддержке Красной армии отказали.
Внутренняя власть никак не могла объединить интересы капитала и работников. Рыбаки выказывали недовольство закупочными ценами, купцы и жерники ссылались на большие прошлые издержки, церковь едва сдерживала равновесие интересов. Никто не мог гарантировать жителям нормальной жизни в следующую зиму.
В конце концов большевикам предложили покинуть остров, а управление вновь передали совету старейшин.
Ян Залит уехал решать вопросы организации советской власти, других членов комитета бедноты просто перестали слушать.
Осенью 1918 года Талабск с нетерпением ждал приезда штаб-ротмистра_Пермикина Бориса Сергеевича, который, по словам купцов, должен был, наконец, внести ясность в жизненную позицию островов и сообщить что-то крайне важное.
Приезд намечался на 18 октября, так чтобы в день поминания Досифея Верхнеостровского огласить списки добровольцев в белую армию, а затем уже на торжественном молебне благословить воинов на ратные подвиги во славу Отечества. Но к намеченному сроку Пермикин не успел потому, что наотрез отказался ехать на острова в посланной за ним рыбацкой
лодке. Лишь после того, как в городе был снаряжен пароход «Елизаров», штаб-ротмистр появился на островах в сопровождении посланных за ним купцов. Это было 27 октября 1918 года.
В этот раз (Пермикин уже был на Талабске) он назвал себя полковником и на торжественном сходе объявил о намерении создать отдельный Талабский полк в составе белой армии. Полковник заверил жителей, что сам возглавит рыбаков-воинов. Действительно, список добровольцев, представленный Пер-микину, включал более 700 человек.
Состоялся и торжественный молебен, который был несколько омрачен тем, что священник Колосов отказался поначалу благословить Талавское воинство, поскольку Пермикин прелюдно объявил его пособником коммунистической власти. Кроме того, полковник, пообещав расстрелять всех членов комитета бедноты, никак не ожидал, что реакция населения на это будет крайне неодобрительной. Не очень удачная речь Пермикина была сглажена заранее подготовленными выступлениями старейших рыбаков, которые призвали к единению в борьбе с большевизмом.
Весь следующий день Пермикин провел в переговорах с расширенным советом островов8. Уточнялись сведения о вооружении полка, его дислокации, о порядке отъезда. Все понимали, что организовать полк в столь короткий срок не представляется возможным. Было решено: формирование осуществлять постепенно. Спустя неделю от острова отчалили первые соймы и мережницы с добровольцами в количестве около 200 человек.
Пермикин распорядился так же и о том, чтобы все ранее подготовленные укрепления Талабска были бы усилены, а орудия, установленные вдоль восточного берега острова, содержались в полной готовности. Он был крайне удивлен тем, что с береговых пушек были сняты затворные замки и об их местонахождении никто не знал.
Осенью 1918 года Талабск являлся плацдармом для формирования полка, и только к декабрю все записавшиеся в добровольцы ушли с островов. Следует заметить, что по островному уложенью Талабск в это время мог отправить в армию не
более чем 700 человек. Однако в зиму 1918 года еще более 200 рыбаков ушли к Пермикину.
Хронология боевых действий славного Талабского полка достаточно хорошо известна. Успех же полка определялся исторической сплоченностью Талавских воинов, их духовным единством и тем островным укладом, о котором я счел нужным рассказать особо в начале повествования.
30 ноября 1919 года в сводках Красной армии сообщалось: «. ..хваленый Талабский полк в полном составе уничтожен под Ямбургом»9.
Так ли? Прикрывая отступление армии Юденича, принимая самое активное участие в боях за Нарву, полк потерял более половины состава, но уничтожить его 7-й армии красных не удалось. В начале декабря 1919 года более 300 рыбаков Талабска в полном военном снаряжении оказались вблизи деревни Скамьи. Зачем они пришли к истокуреки Нарвы? Дело в том, что за год до этого именно у этой деревни оставили они более 20 сойм10. Опытные рыбаки прекрасно понимали, что в этот период года шансов выйти в Чудское озеро практически не было, но иного не было вовсе. Они вырубили лодки с прибрежного льда, но стащить соймы к озеру не было уже никакой возможности. Тогда в эстонскую деревню Васкнарва, что на противоположном берегу реки, переправились несколько младших офицеров. Эстонцы наотрез отказались пропустить Талабский полк, сославшись на то, что для этого следует получить разрешение высшего руководства, а на это потребуется некоторое время. На следующий день разрешение было получено. Талабских рыбаков пропускали в Эстонию на условиях полного разоружения, передачи военной амуниции и экспроприации лодок. На берегу был устроен заградительный барьер из колючей проволоки. Здесь и должен был состояться переход. Когда оружие и обмундирование было сдано, на русском берегу появились красные, а эстонцы приказали безоружным вернуться на правый берег Нарвы…
Все воины Талабска, пришедшие к деревне Скамья, погибли здесь под перекрестным красно-эстонским огнем.
Позже, ночью, в деревне Скамья вновь появились бойцы Талабского полка. Было их более сотни. Выбив из деревни крас-
ных, они переправились на эстонский берег, смяли эстонскую заставу и ушли в сторону Ревеля. О судьбах тех, кто прошел через Эстонию и вернулся на родные Талавские острова, следует рассказать отдельно.
Это сообщение уместно закончить строками из прекрасной легенды о мечах Таловы:
«…А погибли аны вси додного. Стояла псковска рать с князь Иваном в ночь, покуль остатний воз ушел в Та-лову. Схоронили Гар к Литвину камню, мечи ж Талав-скне оставши в сиротах, ни кому взять не было. По лед-ню захлынули их ко звалу и теперь сохранят оны Талову сами…»11
Примечания
1. Основано на рассказах талабских старожилов из рыбацких ролов Дымовых, Золоткиных, Гришановых и др.
2. Далее я буду в отдельных случаях применять историческое название-Талавск.
3. Тарами на островах называли воинов Таловы, береговое население так называло всех жителей Талавска.
4. Воронье — жители западной части островов, Толва — восточной. Границей считался прогон (улица) от центрального причала. Сейчас можно ориентироваться по часовне.
5. Островное уложение определяет конкретный порядок жизнеустройства и существовало оно еще до «Уклада Досифея». Запись сделана на основании устных преданий и находится в архиве автора.
6. Эстонцы, которых на острове называли «калцапы», в смутные для Талавска времена совершали набеги с целью порубки деревьев и захвата имущества рыбаков.
7. Запись этого эпизода сделана на основании рассказов сторожила Н.И. Дарина.
8. Расширенный совет собирался в исключительных случаях и состоял из совета старейшин, жерников и основных купцов островов.
9. Из донесения о разгроме армии Юденича.
10. Сойма — большая парусная лодка.
11. Запись легенды из личного архива автора. В 1581 году в нашествие Стефана Батория многие Гары Талавска погибли в Печерах. Иван Шуйский распорядился захоронить их в родной земле. Отлагая почести семистам воинам Талавска, Псков провожал их до самой ночи. Весной, когда растаял лед, мечи Гаров были утоплены вблизи острова их женами. Жители островов верили, что до тех пор пока Талавское воинство не возродится, мечи Гаров будут защищать Талавск от внешних бед.
В.Ж. Цветков
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
В РОССИЙСКОМ БЕЛОМ ДВИЖЕНИИ
В 1918-1919 ГГ.
Оценки советской историографии в отношении Северо-Западного фронта не выходили за традиционные рамки концепции трех походов Антанты, согласно которой «…в 1919 г. попытку взять Петроград предприняли империалисты Антанты, подгото-вившие белогвардейскую армию под командованием ген. Юденича и обильно снабжавшие ее вооружением, продовольствием и снаряжением…»’. Поэтому в изучении белого Северо-Запада большое значение придавалось проблеме участия иностранных государств в российской политике, взаимодействию политических и военных кругов белого фронта с Антантой. Это свидетельствовало, по мнению советских историков, об «оторванности от широких народных масс, авантюризме и бездарности вождей, своекорыстности поддерживавших движение групп, готовности купить любой ценой, любыми унижениями помощь интервентов…». Причем если одной из опор Южного и Восточного белых фронтов считались казачьи войска, что давало право называть их «Русской Вандеей», то за Северо-Западным фронтом изначально признавалась некая искусственность и, следовательно, обреченность2. Очевидно, однако, что подобная точка зрения нуждается в серьезной корректировке.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31