Белогвардейцы
21 марта 1920 г. на собрании русских врачей в Коппеле /окраина Таллина/ возникла идея объединения в Общество русских врачей в Эстонии. Общество являлось, прежде всего, объединением русских врачей, оказавшихся эмигрантами на территории Эстонии и по своему материальному и правовому положению ничем не отличавшихся от остальной массы русских беженцев. Это и определило характер деятельности Общества в первые годы его существования. Его важнейшей задачей в то время являлась правовая защита и материальная поддержка русских врачей-эмигрантов и их семей.
Русским врачам-эмигрантам, за редким исключением, запрещалось заниматься частной практикой. После ликвидации армии Юденича некоторые из них перешли на службу в эстонскую армию, но затем и там произошло сокращение штатов, и медики остались без работы.
К середине 1920-х гг. произошли изменения в составе Общества и профессионально-правовом положении его членов. Многие русские врачи уехали за границу, другие натурализиро-вались, в связи с чем отпали прежние ограничения. Общество пополнялось новыми членами из коренных местных жителей и молодых врачей русской национальности, получивших образование в Тартуском университете.
Важную роль в объединении бывших военнослужащих Северо-Западной армии сыграли легальные организации, прямо или косвенно связанные с Русским Обще-Воинским Союзом. Среди них был Союз русских увечных воинов-эмигрантов, созданный в 1924 году в Нарве и ставший головной организацией в Эстонии. Всего в Нарве насчитывалось более 50 членов Союза.
Отдел Союза в Тарту, созданный в 1926 году, к концу
30-х годов насчитывал 13 действительных членов, 5 почетных членов и около 100 т.н. членов-соревнователей. Почетными членами и членами-соревнователями считались лица, оказавшие большую материальную помощь Союзу. По другим данным в тартуском отделе Союза увечных воинов было 60-70 человек. В Печорах существовал подотдел туртуского отдела Союза. Отдел Союза был и в Таллине.
Союз русских увечных воинов как легальная организация был создан с разрешения эстонских властей. По уставу этой организации в ее задачу входило оказание материальной помощи инвалидам царской армии и Северо-Западной армии Юденича. Союз русских увечных воинов установил связь с Зарубежным союзом русских военных инвалидов в Париже, входившим в состав РОВСа. Союз получал средства от лотерей, благотворительных вечеров; установив контакты с Н.Н. Юденичем, получил от него 40 тысяч эстонских марок. Полученные средства были распределены среди воинов-инвалидов.
Далее следует выделить Общество помощи бывшим русским военнослужащим в Эстонии. Подготовительная работа по созданию Общества проходила в 1929 — 30 годах. Генерал-лейтенант А.К.Байов разослал приглашения многим офицерам, проживающим в республике, с предложением присутствовать на организационном собрании создаваемого им Общества помощи бывшим русским военнослужащим в Эстонии. И это не случайно, потому что многие офицеры были прямо или косвенно связаны с РОВСом, а сам А.К. Баиов был представителем этой организации в Эстонии. 5 июля 1931 года по инициативе А.К.Баиова состоялось учредительное собрание Обществ18.
И хотя Общество считалось благотворительным, поскольку деятельность РОВСа в Эстонии была запрещена властями, оно служило центром объединения офицеров бывшей русской армии, поддерживая в них корпоративный дух. А.К. Баиов прямо говорил на учредительном собрании, что целью Общества является не столько взаимопомощь, сколько сплочение офицеров на тот случай, если их помощь понадобилась бы для будущей русской армии. А.К. Баиов предлагал всем офицерам вступать в различные полковые объединения, находившиеся в Париже,
Белграде и Берлине. Говоря об офицерских объединениях, он подробно осветил деятельность РОВСа, возглавляемого в то время А.П. Кутеповым. И вместе с тем А.К. Баиов предлагал ознакомить членов Общества с инструкциями и сводками РОВСа, получаемыми им из Парижа. Иными словами, на учредительном собрании были определены направления работы Общества по линии РОВСа помимо благотворительных целей.
Если ранее созданный Союз русских увечных воинов-эмигрантов в Эстонии объединял только эмигрантов, то новое Общество охватило как инвалидов-эмигрантов, так и граждан Эстонии. С учреждением нового Общества прежний Союз русских увечных воинов продолжал функционировать вплоть до 1940 года. Наличие двух организаций привело к известному дублированию их деятельности, распылению сил и денежных средств.
На учредительном собрании председателем Общества стал А.К. Баиов, после его кончины в 1935 году Общество возглавил генерал-майор Э.А. Верцинский.
Активными участниками Общества являлись Б.В. Энгель-гардт как представитель РОВСа в Эстонии после смерти А.К. Баиова, связанный с руководителями его центра в Париже генералами Е.К. Миллером и П.Н. Шатиловым, а также Э.А. Верцинский, А.О. Штубвндорф, Н.П. Лежневский, Н.Ф. Крузенштерн и многие другие.
На заседаниях правления и совещаниях Общества под прикрытием т.н. чаепитий (обычно присутствовало 25 — 30 челло-век) рассматривались и многие политические вопросы, связанные с деятельностью РОВСа.
В период войны СССР с Финляндией на одном из заседаний правления Общества обсуждалось очередное письмо РОВСа о состоявшейся в Париже встрече А.П. Архангельского и других лиц из руководящего состава РОВСа с кирилловцами. В ходе переговоров ставился вопрос о преодолении разногласий между ними и было достигнуто соглашение о взаимодействии этих организаций. Одновременно РОВС рекомендовал контактировать с низовыми организациями, имея в виду отделы в разных странах. Что касается Эстонии, то это означало установление более тесных связей организациями, поддерживающими
РОВС, с монархическими группами кирилловского направления. Это письмо послужило своего рода руководством к действию. Ставился вопрос и о привлечении молодежи.
Под влиянием ровсовцев находился и Комитет Дня русского инвалида. В 1928 году учредителем Комитета Дня русского инвалида и его первым председателем стал генерал-лейтенант А.К. Баиов. После его смерти в 1935 году председателем Комитета был избран полковник А.Е. Кудрявцев, заместителем председателя — генерал-майор Э.А. Верцинский. Комитет поддерживал связь с одним из руководящих деятелей РОВСа, председателем Комитета Дня русского инвалида в Париже генерал-лейтенантом А.А. Гулевичем.
В помещении магазина «Русская книга», который служил и библиотекой, и местом встреч русских, проживающих в Таллине, и на квартире А.Е. Кудрявцева проходили собрания Комитета. В магазин-библиотеку поступали произведения Краснова, Галича, Наживина, Солоневича, журналы «Часовой» и «Морской сборник», «Архив русской революции», различные брошюры РОВСа. Там же продавалась газета «Русский инвалид», основанная генералом Н.Н. Баратовым в 1930 году. После кончины Н.Н. Баратова главным редактором газеты стал генерал-лейтенант Н.Н. Головин.
Комитет вел оживленную переписку с заграницей, в том числе с Главным комитетом по сбору средств для инвалидов, но в связи с начавшимися арестами в 1940 году все эти материалы, включая и протоколы заседаний правления Комитета, были уничтожены его активистами.
Комитет занимался благотворительной деятельностью и даже ежегодно жертвовал в пользу вдовы генерала П.Н. Врангеля, основавшего РОВС, небольшие денежные суммы. Секретарь правления Комитета А.В. Ефремов собирал биографические сведения о русских писателях, поэтах, ученых, проживающих в Эстонии, для включения в альманах «Культурные русские силы зарубежья», который предполагалось издать в США.
После Г ражданской воины в Эстонии осталось немало бывших морских офицеров. В 1924 году они образовали Союз моряков, председателем которого стал капитан I ранга Н.Е. Гее-
теско. С 1929 года организация стала именоваться Кассой взаимопомощи бывших русских моряков. С 1928 года и вплоть до 1940 г. должность председателя правления занимал капитан I ранга Э.К. Шульц. Во второй половине 1930-х годов в поименном списке членов Кассы числилось 137 человек.
Касса взаимопомощи проследовала благотворительные цели по оказанию помощи нуждающимся офицерам. Денежные средства складывались из членских взносов. Традиционный для моряков день храмового праздника морского училища отмечался ежегодно 6 ноября специальным вечером. На вечерах бывали и эстонские морские офицеры, служившие ранее в российском флоте.
Правление Кассы взаимопомощи поддерживало связь с Парижем, в частности с вице-адмиралом М.А. Кедровым, который являлся председателем Военно-морского Союза, входившего в РОВС.
Некоторые офицеры, проживающие в Эстонии, входили в состав зарубежных полковых объединений. Ежегодно в Эстонии собирались воспитанники Петербургского Константинов-ского училища, офицеры Преображенского, Семеновского, Павловского гвардейских полков. Проходили встречи выпускников Николаевского инженерного училища.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31