Поиск по сайту

Белогвардейцы

•     в результате первого дня мобилизации населения ост­ровов в Псковский корпус влились около 150 человек (что представляется реалистичной оценкой);
•     описанное в показаниях Ф.А. Бронина в 1941г. воору­жение десанта совпадает с опубликованным много поз­же (в 1958 г.) сообщением Б.С. Пермикина /1/ (кроме числа пулеметов (3), которое пока не имеет объектив­ного объяснения).
Разумеется, все сообщенные цифры из-за ошибок памяти или каких-либо соображений самого Бронина или следователя могут быть неточны, но поражает их согласие с данными дру­гих авторов.
Так, новый источник позволяет логически объединить, объяснить и подтвердить ряд разнородных данных из других источников:
•     исходя из показаний Ф.А. Бронина, в рейде кроме 25 рыбаков (число которых, возможно, было известно в Пскове, что объясняет взятие на судно именно 25 винтовок) участвовало также 5 чинов Псковского кор­пуса, что точно совпадает со сведениями Л.Ф. Зурова и Б.С. Пермикина (если учесть в численности и ко­мандира группы);
•     чин Ф.А. Бронина /11/ точно совпадает с выявленным Л.Ф. Зуровым офицерским чином (прапорщик) одного из участников рейда;
•     сумма максимального числа рыбаков первой группы и чинов Псковского корпуса (т.е. количество отплывших из Пскова), по Ф.А. Бронину, точно равна числу участ­ников рейда (22 человека), приведенному в работе А.В. Смолина.
Некоторые разногласия разных авторов все же остаются, но получают дополнительное освещение:
•     показания Бронина противоречат всем цифрам, приво­димым Г.А. Кистером — как ссылке на 17 доброволь­цев (вероятно, использованной впоследствии в работе Н. Рутыча), так и ссылке на участие в десанте более 14 офицеров (но эти цифры не подтверждаются ни од­ним другим источником);
•     показания Бронина также противоречат указанию А.В. Смолина на офицерство всех участников рейда (не подтверждаемому, впрочем, и другими известны­ми источниками).
Представляет интерес обсуждение личностей и роли дру­гих участников событий (кроме обнаруженных из дела НКВД прапорщика Ф.А. Бронина, поручика Борунова и ранее назван­ного в /3/ разведчика В. Японцева):
•     показания Ф.А.Бронина не подтверждают и не отвер­гают участия в рейде Б.С. Пермикина (он не назвал в связи с рейдом поименно никого, кроме себя и Боруно-
ва). Как следует из интернет-публикации О.А. Калки-на /12/, участие в рейде Б.С. Пермикина представля­ется небесспорным (вследствие противоречия в дати­ровке его перехода от красных). Л.Ф. Зуров неодно­кратно указывает командиром десанта некоего штабс-капитана Макарова. Представляется, однако, вероят­ным (исходя из сходства чина и неизвестности такого офицера в Псковском корпусе), что это псевдоним, вве­денный Зуровым для защиты тогда еще активно уча­ствовавшего в белом движении Пермикина. Приме­чательно, что Бронин указывает на использование са­мим Пермикиным в Северном корпусе служебного псевдонима "Орлов" /13/;
•     неясно, учитывал ли в своих мемуарах Б.С. Пермикин в числе участников рейда кочегара и механика паро­хода (фигуры в военном отношении обычно пассив­ные). Поэтому мы не знаем, сколько активных участ­ников рейда из Псковского корпуса остаются пока не­известными. Предположив, что на пароходе для под­держания паров и охраны во время десанта остался один человек (логично думать, что кочегар), мы полу­чим возможную десантную группу от Псковского кор­пуса в составе: Б.С. Пермикин, Ф.А. Бронин, В. Япон­цев и двое указанных в /3/ вольноопределяющихся -"псковских реалиста" (их имена пока неизвестны). Весьма загадочной представляется в этом деле роль ба­рона ГА. Кистера. В тексте его эффектной заметки масса ин­тересных и правдоподобных деталей (они, впрочем, могли стать ему известны как корпусному инженеру, то есть прямому на­чальнику Ф.А. Бронина, из отчета последнего). Однако и стран­но много явных противоречий — и в неверной датировке рейда (якобы после перехода к белым С.Н. Булак-Балаховича, т.е. в начале ноября), и в численности, составе и чинах бывших в десанте людей (участник рейда не мог не знать о подавляю­щем числе рыбаков в составе десанта, и барон-офицер не мог не запомнить своего практически неофицерского окружения). Противоречат другим источникам все указываемые им циф-
ры: число участников рейда (17 добровольцев и неизвестное число рыбаков), число офицеров (от 15 до 19 при разной после­довательности описанных в заметке высадок) и, наконец, вы­текающее из текста число плывших рыбаков — 2. Насторажи­вает, что при этом автор заметки примерно в описанное им время покинул Псковский корпус (согласно /14/, уже в ноябре 1918 г. при тогдашнем затрудненном и медленном транспорте он че­рез Румынию прибыл в Одессу).
Настораживает также и явное бравирование автора, лег­кость тона его заметки и дата ее публикации (только в 1971г., спустя 53 года после событий и через два месяца после смер­ти организатора рейда, 81-летнего Б.С. Пермикина, за год до смерти самого примерно 80-летнего автора /14/). Хотя, будучи сотрудником журнала "Военная быль", Г.А. Кистер, несомнен­но, имел много возможностей напечатать столь живописную историю ранее.
Что касается датировки рассматриваемых событий, то благодаря найденным О.А. Калкиным в архиве донесениям ЧК от 21—23 октября /6,12/ рейд с приемлемой вероятностью можно датировать 21 октября, то есть современная датировка прак­тически совпадает с советской.
Повторяемость, конкретность и детальность показаний, а также относительная нейтральность (и для подследственного, и для следствия) сообщенных Ф.А. Брониным сведений дела­ют предположение о достоверности приведенных им фактов весьма вероятным. Таким образом, история возникновения из­вестной ударной части Северного корпуса (затем и Северо-За­падной армии ) — Талабского полка, становится более ясной.
Примечания
1. Пермикин Б. С. О Северо-Западной Армии // Белая борьба на Северо-Западе России.-Москва: Центрполиграф, 2003. С. 575-578. Первопуб-ликация: Часовой. -1958. -№ 388.
2. Кистер Г., барон. История Талабского батальона // Белая борьба на Северо-Западе России. — Москва: Центрполиграф,  2003. С. 186-188. Первопубликация: Часовой. — 1971. -№ 539.
3. ЗуровЛ.Ф. Формирование Северной Армии // Белое движение на Се­веро-Западе России. — Альманах "Белая гвардия." 2003. — №7. — С. 17-28.
4. Смолин А.В. Белое движение на Северо-Западе России(1918-1920 гг.).
-СПб., 1998.-С. 440.
5. Рутыч Н. Белый фронт генерала Юденича: Биографии чинов Северо-Западной Армии. — М.: Русский путь, 2002. — С. 504.
6. Капкин О. На мятежных рубежах России. — Псков, 2003. — С.240. Из сопоставления указанных на с. 36-37 книги дат донесений о Талибских островах в Псковскую ЧК следует, что десант на острова состоялся в 20-х числах октября, но не позднее 23 октября 1918 г. 7.Народный Архив Эстонии (НАЭ), ф.130, д. 8024-Э, л.23 об.
8. ib., л.24.
9. ib., л. 27.
10. ib., л. 24 об.
11. ib., л. 20 об.
12. О.А.Калкин. Так зарождался Талабский полк, www.rovs.atropos.ru/ 13.НАЭ, ф.130, Д.8024-Э, л.
14. Белая борьба на Северо-Западе России. — Москва: Центрполиграф. -2003. -С. 661,683-684.
Ф. Г. Кочевин
ВОИНЫ ТОЛОВЫ (Талабский полк в контексте истории)
Это сообщение не будет содержать строгих исторических фактов, связанных с хорошо или мало известными эпизодами Гражданской войны на Северо-Западе, однако представленный здесь материал, основанный на обобщенной памяти островно­го населения1, позволяет в достаточной мере раскрыть фено­менальное явление — «Талабский полк».
Прежде всего, следует принять тот факт, что Талабск2, расположенный от Пскова всего-то в 30 километрах, всегда существовал вне губернской цивилизации. И если в дореволю­ционные времена к жизни на Талавске проявлялся определен­ный интерес, то в новейшей истории на вопрос «что такое Та-лавск?» вам, пожалуй, не ответит никто.
Обратимся к укладу Талавских островов. Его текст, рекон­струированный мною по распеву островных легенд с переводом чисто талавских слов на современный русский язык, вызывает определенные сомнения в подлинности, но именно этот уклад изучался в церковно-приходской школе острова и назывался До-сифеевским. Конечно, уклад, написанный старцем, должен был бы иметь иное звучание, но его смысловая подоснова, несом­ненно, является выверенной временем островной конституцией.
«Который люд учнет Талавску вред начать, тому ус-ловлено изгинуть, по том порукой быть -Талавские мечи, при символах от веры и свободы.
А вера в том, что в самой малой части отпущенной земли, посредь валов Талавы жихарь зарекнет бысть, что здесь не токо вся Россея, а боле чем.
А вера в том, что за едино другой заступнет на врага. То будет так, покуль остатний Гар3 уйдет достойно без жаленья для божьего суда.
Кочевин Федор Георгиевич — краевед (Псков).
А вера в том, что старцу и младенцу достаток от иных на времена, отпущенные сроком. Талавы не допустят ни­кого до понижения из рода в род.
А вера в том, кажиному в беде среди волов придут Братья и сообща с отвагою вернутся к Талавским бере­гам.

http://moi-goda.ru кобальт шкаф для документов металлический.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Пскове проводится выставка , посвященная Красной армии
  • Россияне стали отдавать предпочтение люксовым моделям автомобилей
  • Золотое кольцо России
  • Псковская и новгородская губерния в годы первой мировой войны
  • Интересное