Поиск по сайту

Белогвардейцы

Л.Д.Троцкий так описал роль латышских стрелков на исхо­де Гражданской войны: «Латышские стрелковые части, — от­личившиеся беспримерной самоотверженностью в период Гражданской войны, были созданы еще царским правительством в 1915 году. Преимущественно пролетарский состав частей был причиной того, что вскоре после Февральской революции, в мае 1917 г., латышские стрелки объявили себя сторонниками боль­шевиков. С этих пор они связали свою судьбу с судьбой рево­люционного пролетариата советских республик, каждый раз появляясь на самых опасных участках фронта и нанося тяже­лые поражения врагу. Созданный 14-го декабря 1917 года ла­тышский корпус подлежал, согласно Брестскому договору, де­мобилизации. Чтобы сохранить латышские части, было реше­но переименовать корпус в латышскую советскую стрелковую дивизию. Начальником дивизии был назначен И.И.Вацетис».
Кто же такой Вацетис? Несколько слов из биографии.
Иоаким Иоакимович Вацетис (11.11.1873, Лаутринская во­лость Курляндской губернии — 28.7.1938), военачальник, коман-
дарм 2-го ранга (1935). Сын батрака. Образование получил в Виленском военном училище (1897) и Николаевской Военной академии (1909). Участник 1-й мировой войны, полковник, ко­мандир 5-го латышского Земгальского полка. С первых дней Октябрьского переворота перешел вместе с полком на сторону большевиков. С декабря 1917 начальник оперативного отдела Революционного полевого штаба при Ставке. С весны 1918 г. командир только что созданной дивизии латышских стрелков— самого дисциплинированного и боеспособного соединения Крас­ной армии, в то же время отличавшегося крайней жестокостью в отношении пленных и мирного населения. Дивизия Вацетиса постоянно привлекалась к проведению карательных акций и на фронт направлялась на те участки, где создавалась непосред­ственная угроза. Это была Ленинская гвардия. Именно его стрелки организовали массовый террор после подавления лево-эсеровского восстания в Москве в июле 1918 г. В июле 1918 г. был назначен командующим Восточным фронтом, на котором только что стрелки подавили сторонников бывшего командую­щего эсера М.А. Муравьева. С 4.9.1918 по 8.7.1919 — главком вооруженных сил Республики. Руководил созданием Красной армии, штабов и управлений армий и фронтов, а также чисткой среди командного состава и установлением полного контроля со стороны политкомиссаров. В январе — мае 1919 г. одновре­менно был командующим армией Советской Латвии. С авгус­та 1921 г. работал в Реввоенсовете Республики. С 1922 г. — профессор Военной академии РККА (позже — Военная акаде­мия имени Фрунзе). 29.11.1937 во время перерыва между лек­циями арестован как участник «латышской фашистской орга­низации» в РККА. Когда перемена закончилась, комиссар кур­са объявил: «Лекция продолжаться не будет. Лектор Вацетис арестован как враг народа». Признал себя виновным в подго­товке контрреволюционного переворота, на следствии в своих показаниях Вацетис назвал более 20 человек участниками «фа­шистской щпионско-террористической латышской организации», все они были арестованы. 28.7.1938 приговорен к смертной каз­ни. Расстрелян. В 1957 реабилитирован5. Как видите, участник «фашистской шпионско-террористической латышской органи­зации» был реабилитирован, а о реабилитации Колчака и про-
чих участников Белого движения, которые были судимы, пока нет и речи.
В Красной армии не допускалось формирования нацио­нальных частей из беженцев и эмигрантов, не связанных с тер­риторией данной нации, однако в отношении Латышской диви­зии В.И. Ленин сделал исключение, так как латышские стрел­ки уже доказали свой пролетарский интернационализм и пре­данность большевистской партии и Советской власти. «Хотя мы как будто объединены по национальному признаку, но на самом деле все как один проникнуты духом Интернационала, — заявил на I Всероссийском съезде военных комиссаров комис­сар Латышской дивизии К. Петерсон.- Мы не связываем сво­их действий с какой-нибудь территорией, но за долгие месяцы ожесточенной борьбы за социализм, за Советскую Россию спа­ялись в одну целую семью… Мы — интернационалисты и дока­зываем это не словами, а делом»6.
Формирование Латышской дивизии, имевшей хорошие ко­мандные кадры, добровольческой по своему составу, проходи­ло очень быстро. В дивизию кроме демобилизованных стрел­ков старых латышских полков вливались как отдельные до­бровольцы из латышских рабочих, так и целые красногвардей­ские латышские отряды. Уже в мае 1918 г. в составе Латыш­ской дивизии было 6530 стрелков со 134 пулеметами7, а к сере­дине июля — 8151 стрелок при 171 пулемете и 25 орудиях8. Помимо частей Латышской дивизии в Советской России вес­ной и летом 1918 г. формировалось много национальных частей и отрядов из латышских красногвардейцев: в Витебске, Сара­тове и Симбирске — латышские полки, в Уфе и Самаре — бата­льоны, в Архангельске, Пензе, Тамбове, Москве, Петрограде и других городах -эскадроны, роты и отряды. Большинство из них влилось в Латышскую дивизию в конце года. Всего в то время в Латышской дивизии, в отдельных латышских частях и отрядах, по неполным данным, находилось около 9000 штыков, 2000 сабель, свыше 400 пулеметов, около 80 орудий, 20 самоле­тов. Общий численный состав — 23 — 24 тыс. стрелков9.
Президент Украины Виктор Ющенко обратился к украин­скому народу по случаю Дня памяти Героев Крут. В обраще-
нии говорится: «Дорогие друзья! Мы склоняем головы перед Героями, которые отдали свои жизни за свободную Украину 29 января 1918 года. Триста студентов пошли на верную смерть, став на защиту Отчизны возле полесского села Круты в нерав­ной битве с многочисленным войском, напавшим на Украин­скую Народную Республику»10.
Кто же был этим многочисленным войском? На Круты наступали красные отряды Р. Берзина, И. Вацетиса, и М. Му­равьева, насчитывающие несколько тысяч бывших солдат-фронтовиков и матросов Балтийского флота. Против них дер­жали оборону пять сотен курсантов с 18 пулеметами, 20 офице­ров и сотня студентов. Последней А. Гончаренко выделил наи­более безопасный участок обороны, опасаясь паники среди еще необстрелянных студентов и гимназистов.
Во время ночного отступления произошла трагедия с од­ним из отрядов студенческой сотни. 30 студентов и гимназис­тов во главе с сотником Омельченко, отступая, решили сокра­тить путь, пошли прямо на огни станции, где и были захвачены в плен наступающими красногвардейцами. Всех захваченных расстреляли с жестокостью, от которой было не по себе даже некоторым большевикам.
В начале марта латышские стрелки были расположены в Москве (1-й, 2-й, 3-й, 4-й полки и 1-й латышский коммунисти­ческий отряд), в Бологом (5-й и 8-й полки), Новгороде и Вели­ких Луках (7-й полк) и Петрограде (6-й полк).
В конце мая начался мятеж чехословацкого корпуса, вок­руг которого сплотились основные антибольшевицкие силы. Летом и осенью 1918 г. Восточный фронт был главным фрон­том Советской России. На борьбу с белочехами в числе пер­вых частей Красной армии были направлены полки латыш-ских стрелков. Уже в конце мая в район Сызрани выехал 4-й латышский полк с батареей, в начале июня — Торошинский полк. Июльские мятежи задержали отправку частей Латыш­ской дивизии на фронт, но уже в конце июля — начале августа в Поволжье и на Урал выехали 1-й, 5-й, 6-й, Либавский и кавале­рийский латышские полки, артиллерия, несколько позднее — 7-й латышский полк.
В Самаре из латышских рабочих и красногвардейцев, от­ступивших с Украины, был сформирован латышский батальон, который почти полностью погиб при обороне города. Латышский батальон был создан также в Уфе и сражался в составе 2-й армии. В Симбирске был сформирован 1-й латышский рево­люционный полк. Этот полк сыграл важную роль в ликвидации главкома Восточного фронта левого эсера Михаила Артемье­вича Муравьева, пытавшегося поднять мятеж против Советской власти. В составе 1-й армии на сызрансмом направлении в июне-июле сражался 4-й латышский полк. Помощник командира этого полка Я. Лацис был назначен начальником Инзенской дивизии. Основным моментом войны на Восточном фронте с начала августа 1918 г. стала борьба за Казань. Город занимал выгод­ное стратегическое положение, здесь хранился золотой запас Советской республики. 5 августа белые высадили десант у Казани. Реальной силой здесь был S-й Земгальский латышский полк. Латышские стрелки отбили несколько атак противника и нанесли ему тяжелый урон. Только после двухдневных боев белым удалось захватить город, но ценой таких потерь, что генеральный консул США в Иркутске Гаррис вынужден был отметить, что положение белых после взятия ими Казани тя­желое, а их «потери более значительны, чем в других местах».
Президиум ВЦИК решил наградить 5-й Земгальский ла­тышский стрелковый советский полк почетным знаменем «За самоотверженную и храбрую защиту Казани». Это было пер­вое в истории Красной армии награждение красноармейской части почетным Красным знаменем ВЦИК за воинскую доб­лесть.

Описание кухонные уголки купить Киев здесь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В Пскове проводится выставка , посвященная Красной армии
  • Россияне стали отдавать предпочтение люксовым моделям автомобилей
  • Золотое кольцо России
  • Псковская и новгородская губерния в годы первой мировой войны
  • Интересное