Белогвардейцы
Кроме того, чекисты Псковской губернии проводили спецмероприятия по ликвидации банд. Для этого в 1921 году в Псковской губернской комиссии (ГубЧК), было создано отделение по борьбе с бандитизмом, которое возглавил Александр Иванович Ланге28. Большую работу по борьбе с бандитизмом проводили сотрудники ГубЧК — ГПУ К.П. Берзин, И.И. Смирнов, М.К. Бальцевич и многие другие.
К1925 -1926 году основные бандформирования, действовавшие в Псковской губернии, были уничтожены. Мы обратили особое внимание на оперативно-чекистские и войсковые методы борьбы с бандформированиями, действовавшими на территории Псковской области в 1920-х годах, поскольку характеристика этих банд не требовала выработки специальных политико-экономических мероприятий.
Но эти методы носили, как правило, подчиненный характер и были немыслимы без политических и экономических шагов, проводимых правительством, и поддержки населения. Поэтому перед любыми органами самой главной задачей по
борьбе с бандитизмом было создание условий для лояльного отношения народа к власти и проводимым ею мероприятиям.
После окончания Гражданской войны в связи с образованием пограничных отрядов в 1920 году в Пскове был создан Особый отдел ВЧК эстонско-латвийской границы. Кроме того, в том же 1920 году в городе Пскове дислоцировались Особые отделы 19 стрелковой дивизии 7 армии, а в г. Великие Луки Особый отдел 15 и в г. Опочке — Особый отдел 48 дивизии 15 армии. В 1920 году также действовали транспортные ЧК на станциях Псков, Себеж, Новосокольники, Дно и Великие Луки. Именно пограничным Особым отделам было поручено ведение активной контрразведывательной деятельности в приграничной полосе.
В связи с переходом страны к новой экономической политике, окончанием боевых действий перед руководством страны встал вопрос о более радикальной перестройке деятельности ВЧК, изменении ее компетенции. В.И. Ленин говорил, что назрела «необходимость подвергнуть ВЧК реформе, определить ее функции и компетенцию и ограничить ее работу задачами политическими… Чем больше мы входим в условия, которые являются условиями прочной и твердой власти, чем дальше идет развитие гражданского оборота, тем настоятельнее необходимо выдвинуть твердый лозунг осуществления большей революционной законности и тем уже становится сфера учреждения, которое ответным ударом отвечает на всякий удар заговорщиков»29. Сущность реформы органов государственной безопасности 1922 г. заключалась в реорганизации ВЧК- преобразовании ее из временного, чрезвычайного института советской власти с широкими разноплановыми полномочиями в постоянно действующий государственный орган со строго определенной в законодательном порядке компетенцией. Безусловно, преемственность с ВЧК оставалась, но вновь созданное 6 февраля 1922 г. ГПУ при НКВД РСФСР не было определено как чрезвычайное учреждение ни по задачам, ни по своим правам.
Таким образом, реформирование органов государственной безопасности явилось прямым следствием изменения внешне-
и внутриполитической обстановки в стране30. Однако реорганизация органов госбезопасности 1922 г. не ограничивалась упразднением ВЧК и образованием ГПУ. Реформа включала в себя также и мероприятия по дальнейшему организационному строительству самого аппарата ГПУ. Следует особо отметить организацию летом 1922 г. полномоченных представительств ГПУ (ПП ГПУ) для объединения руководства местными органами госбезопасности. Компетенция ПП ГПУ ограничивалась пределами территорий военных округов. Все органы ГПУ и сотрудники, работавшие на территории ПП ГПУ, по всем вопросам (как служебным, так и частным) должны были обращаться только в ПП ГПУ. Все директивы ПП ГПУ были обязательными для подчиненных ему органов наравне с приказами Центра. В 1922 году было образовано полномочное представительство ГПУ в Петроградском (Ленинградском) военном округе. В его состав входили также Псковское и Тверское ГПУ.
Став приграничной в 1920-м году, Псковская губерния, а затем территории Псковского и Великолукского (с 1935 года в составе Калининской области) округов привлекали неизменное внимание прибалтийских спецслужб. Это было связано с разведкой местонахождения и дислокации в приграничной зоне военных объектов, а также со строительством укреплений и оборонительных сооружений на участке Себеж — Опочка — Остров — Псков. Для спецслужб Прибалтийских государств немаловажный интерес представляли сведения о настроениях населения в пограничной полосе, создание «окон» на границе и вербовка советских жителей31.
Уже в период Советско-польской войны начинается заброска польской агентуры на территорию пограничных районов и в тылы Красной армии, с целью проникновения в Белоруссию, Ленинградскую область и Москву. Территорией, с которой осуществлялась переброска сотрудников II отдела Польского Генерального штаба, была Псковская губерния ввиду «неустроенности границы и возможности использовать прибалтийские каналы». Так, только в Плюссе в июле 1920 года было задержано несколько польских агентов. В сентябре 1920 г. от «закордонной агентуры» были получены сведения о проникно-
вении на территорию Петроградской губернии трех польских шпионов. Под пристальным наблюдением Псковских чекистов, П., Б. и С. сумели перейти границу через «изборское окно». Сотрудники Псковской ЧК вели наблюдение за поведением шпионов, их встречами и перемещениями. После нескольких часов пребывания агентов на территории РСФСР чекисты сумели выявить нескольких «подозрительных лиц, с которыми они встретились и переговорили». Г.П. Матсон принял решение об аресте польских агентов. На центральной площади Пскова они были захвачены, кроме того, были арестованы и их «осведомители и подручные, ранее проникшие в Псковскую губернию через Псковское и Чудское озеро». В ходе проведенного следствия Псковским чекистам удалось выяснить, что сотрудников спецслужб Польши интересовали армейские подразделения, находившиеся в Псковской и Петроградской губерниях, возможности их перегруппировки, сведения, какими резервами располагает Красная армия, политико-моральное состояние населения и красноармейцев и экономическое положение приграничных территорий.
В 1920 — 1930-х годах Псковские чекисты смогли раскрыть несколько резидентур Латвийской разведки в Псковском и Островском районах, были арестованы шпионы, имевшие своей целью проникновение в советские учреждения и сбор сведений о сотрудниках ОПТУ. Так, в 1925 году после удачно разработанной и осуществленной Псковскими чекистами операции был арестован О., агент III отдела Латвийского Генерального штаба, неоднократно переходивший границу под Островом и имевший разнообразные разведзадания32.
Для ведения закордонной работы в 1920 г. согласно приказу ВЧК от 20.12.1920 г. в составе ВЧК был образован Иностранный отдел (ИНО).
В компетенцию ИНО ВЧК входило ведение всех дел ВЧК и ее местных органов с НКИД и ИККИ и ее представителями за границей. Также ИНО согласовывал все мероприятия органов ЧК по отношению к иностранным подданным, дипломатическим представительствам и их сотрудникам, различным миссиям, торговым делегациям. Сотрудники ИНО занимались сбо-
ром материалов о контрреволюционной и шпионской деятельности иностранных граждан и членов иностранных дипломатических представительств, осуществляли руководство контрразведывательной и агентурной работой за границей. В ведении ИНО находился контроль за въездом в Советскую Россию и выездом из нее советских граждан и иностранцев, ведение агентурных разработок и дел в наших загранпредставительствах.
Организационно ИНО состоял из Канцелярии, которая вела переписку по всем вопросам, связанным с работой отдела, Специального отдела, руководившего закордонной агентурой, Осведомительного отдела, занимавшегося контрразведывательным обеспечением деятельности иностранных диппредстави-тельств, миссий и делегаций иностранных подданных на территории Советского государства, а также агентурно-осведоми-тельной работой в советских учреждениях, связанных с заграницей, Бюро виз, которое вело работу на канале въезда-выезда советских и иностранных граждан.
В составе Осведомительного отдела ИНО была выделена специальная должность уполномоченного по окраинным государствам, который занимался разведывательной и контрразведывательной работой в отношении Прибалтийских государств33. Таким образом, впервые противодействие спецслужбам Латвии, Литвы и Эстонии как отдельная линия работы была выделена в ИНО в 1920 г.
В соответствии с указаниями руководства ВЧК — ОПТУ основное внимание в деятельности этой организации уделялось борьбе с «внешней и внутренней контрреволюцией», от которых, по мнению советского руководства, исходила основная опасность.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31