Поиск по сайту

Архитектурный потенциал и градостроительное развитие

К концу XIX в. благодаря застройке центра города этого периода стали зримыми планировочные решения в их объемно-пространственном выражении в натуре. Сравнивая средневековые планы и планы XIX в. с их архитектурным выражением на фотоматериалах и отдельными постройками в натуре (сохранившимися после Второй мировой войны), можно судить о преемственности лучших традиций российского градостроительства: бережном отношении к архитектурным ансамблям средневековья — сохранением масштабного соотношения рядовой застройки и архитектурных акцентов, выявлением активной композиционной связи с окружающей природной средой, включением компонентов природной среды не только в композиции городских пространств, но и ориентацией улиц на пригородные пейзажи. Особое внимание уделяется в Пскове пространствам долин рек. Разность высот отметок рельефа берегов р. Великой подчеркивалась контрастом высоты застройки противоположных берегов реки, выявляя природные качества акватории в условиях преобразования городских пространств второй половины XIX в. — Пскова губернского периода.
Главная городская архитектурная доминанта Троицкий собор композиционно объединяла не только основные визуальные оси долин рек, городских магистралей, улиц, но и оставалась архитектурным ориентиром загородных дорог.
Однако застройка второй половины XIX в. не всегда способствовала раскрытию градостроительных замыслов предыдущих периодов. Иногда даже вкрапление одного крупногабаритного здания искажало спокойный ритм застройки улиц, площадей, целых районов города, составляющих масштабную фоновую среду для выразительного ансамбля архитектуры более раннего периода. Например, в историческом центре Пскова — это многоэтажный дом по ул. Ленина.
Удачные примеры, с градостроительных позиций, оставили XIX и начало XX в. в застройке Новгородской (Карла Маркса), Советской улиц, Октябрьского проспекта. Органично вошли в городской ландшафт постройки архитектора Ф.П.Нестурха. Благодаря масштабному соответствию объемов застройки параметрам улиц и площадей, регулярная перепланировка начала XIX в. приобрела объемно-пространственное, композиционное звучание. Архитектура фрагментов улиц, набережных и площадей, органично вошедшая в застройку Пскова, соразмерна сохранившимся пространствам средневековых архитектурных ансамблей и сооружений.
Разрушения Второй мировой войны, уничтожившие почти весь деревянный фонд города, обнажили противоречия и согласованность пространственных решений и преобразования природного ландшафта предвоенного периода.
Дискуссии в послевоенный период по поводу будущего развития города не умолкали (они не умолкают и до сих пор): быть ли городу музеем и жить за счет туризма и возрождения народных ремесел или развиваться в качестве преемника губернского статуса. Первый вариант, скорее консервации, чем развития, противоречил истории геополитического значения Пскова — столицы средневековой республики, губернского города в XIX в., областного центра — с середины XX в.
Областной город — многофункциональный, живой, развивающийся организм, он требовал организации жизни населения, соответствующих нормам и правилам 60-70-х годов. Перенос на исторические районы типовых решений микрорайонирования угрожал существованию градостроительного ансамбля Окольного города. Комплексный подход к оценке памятников истории и культуры намного уменьшил количество сторонников охраны отдельных сооружений без сомасштабной им городской среды. Предлагалось регулировать высоту застройки и размеры площадей кварталов исходя из интересов охраны величины и положения в городском пространстве исторических архитектурных ансамблей. Наконец, получило признание предложение регулировать объемное и планировочное внедрение застройки в исторически ценную городскую среду — как неоспоримо важное звено в деле спасения градоформирующего, композиционного значения архитектурного памятника
Начиная с рубежа 60-70-х годов в институте «Ленгипрогор» впервые генплану и проектам детальной планировки предшествовали «проекты зон охраны памятников истории и культуры»6.
На основе анализа итогов многолетних историко-архитектурных и археологических исследований, а также натурных обследований стало очевидным то, что охрана гармонично сосуществующих пространств исторической среды различных эпох должна быть признана градостроительной ценностью Пскова. В проектах генплана и развития центра города учитывались градостроительные достижения всех периодов становления как функциональных зон, так и городских пространств (рис. 1).
Живописное разнообразие природного ландшафта долин рек Великой, Псковы, Мирожки — природный каркас пространственного архитектурно-планировочного развития Пскова.
Живописные качества природного каркаса подчеркнуты размещением главного ансамбля — Кремля — на самом высоком рельефе узкого участка полуострова при впадении Псковы в Великую. Основная доминанта кремля — Троицкий собор, несмотря на ряд перестроек в течение тысячелетия, сохраняет градоформирующее качество, объединяя в пространственный ансамбль долины рек на расстояниях до «порога» зрительного восприятия архитектуры построек и сооружений (3 км)7.
Величие пространства долины реки в пределах исторического центра выявлено на первых этапах градостроительного развития Пскова противопоставлением крупных архитектурных объемов кремля с Троицким собором, стен, башен и культовых сооружений высокого правобережья — небольшим объемам архитектурных акцентов низкой пойменной полосы левобережья на Завеличьи (церквей Климента, Успения с Пароменья, Иоановского собора и ансамбля Мирожского монастыря — на полуострове при впадении р. Мирожки в р. Великую). Градостроительный прием, продиктованный средневековыми военно-стратегическими, функциональными требованиями, постепенно сформировал архитектурно-ландшафтный ансамбль, сохранивший и в наши дни пространственное величие, соответствующее названию
реки «Великая». Широту пойменного пространства «хранят» сочетания небольших объемов архитектурных акцентов, озеленение и низкие строения, расположенные у воды, обозреваемые на фоне неба и отражающиеся в водах реки — в контрасте с главной городской доминантой ансамбля кремля — Троицким собором.
Таким образом, архитектурно-ландшафтное городское пространство поймы реки Великой в пределах протяженности стен Окольного города, объединяющее природный ландшафт, исторические и архитектурные памятники рассматриваются как ландшафтно-градостроительный предмет охраны культурного наследия. В режимах регулирования застройки главной пространственной достопримечательности древнего архитектурно-ландшафтного ансамбля необходимо пересмотреть проектную и строительную практику размещения крупных габаритов зданий и сооружений в пойме р. Великой, между ул. Горького и набережной реки — на Завеличьи, а также на полуострове водораздела рек Великой и Мирожки. Природный ландшафт долины реки Псковы в пределах Окольного города с живописным рельефом, в сочетании с архитектурными доминантами — кремлем с Троицким собором и Гремячей башней — завершенное архитектурно-ландшафтное пространство, несомненно, также представляет предмет градостроительной охраны.
Застройка этих территорий крупногабаритными зданиями приведет к утрате уникального внутригородского архитектурно-ландшафтного пространства. Главная ценность панорам исторической застройки Петербурга, Пскова и других городов с внутригородскими водными системами — сохранение зрительного прочтения силуэтных частей исторических архитектурных ансамблей в панорамах прибрежной застройки на фоне неба.
В проектах зон охраны недвижимого культурного наследия предусматривалась не только охрана — возрождение градостроительных решений прошлого, выраженное в сохранении городских пространств, созданных сочетанием архитектуры с природным ландшафтом, но предлагалось распространить своеобразные приемы организации городских пространств на новые районы, с учетом доминирующего положения архитектурных акцентов в композициях пространств исторического центра Застройка XIX-XX вв., возводимая в городе с многовековой архитектурно-строительной культурой, оценивалась с позиций градостроительного вклада — обогащения внутригородских пространств и раскрытием ландшафтных особенностей Псковской земли.
Композиционные приемы организации пространств новой застройки рассматривались как вид «охраны-развития» исторического архитектурно-планировочного потенциала Пскова.

Купить виски в Алматы

Страницы: 1 2 3 4

Этой темы так же касаются следующие публикации:
  • В псковской городской думе подвели итоги благоустройства города
  • Контакты
  • Кузнецы сделали ключ от Псковского кремля
  • В Псковской области будет создан план реконструкции храмов и святынь
  • Интересное