Архитектурный потенциал и градостроительное развитие
Успехи, достигнутые в открытиях памятников, их изучении и обогащении новыми фактами истории становления и развития псковского городского ландшафта, долгое время не выходили за рамки корпоративных научных достижений. Не использовались научные результаты в реальном развитии планировки и застройки. Город же и внутригородские пространства жили по законам социально-экономического развития определенных исторических периодов. Методы сохранения историко-культурного наследия первоначально складывались по музейной методике. Первоначальная организация охранных зон предусматривала только физическое сохранение памятника и благоприятные территориальные участки вокруг памятника (охранные зоны), для беспрепятственного осмотра его деталей — с ближних расстояний и всего объема по возможности — с дальних расстояний.
В послевоенные 40-е годы — период первых шагов возрождения городов — проявилось стремление к градостроительным приемам выявления городских пространств, в которых определяющую роль играли сохранившиеся и возрождаемые памятники архитектуры во взаимосвязи с исторической планировкой и компонентами природного ландшафта.
Один из первых опытов градостроительного подхода к сохранению архитектурно-планировочных памятников через охрану пространств, в которых проявилась бы связь архитектуры и планировки прошлого, принадлежит Юрию Павловичу Спегальскому2.
В годы Великой Отечественной войны в Пскове были уничтожены половина жилого фонда, общественные и промышленные здания, ряд памятников древнерусской архитектуры. Уже в последние дни войны Юрий Павлович, архитекторы и инженеры-проектировщики искали пути восстановления города. В 1945 г. был создан генеральный план Пскова коллективом специалистов под руководством архитекторов Н.В.Баранова и А.И.Наумова3. К этому времени был подготовлен Ю.П. Спегальским первый проект охраны памятников — «Проект заповедников Пскова». Проект содержал результаты многолетних исследований средневековой псковской архитектуры в тесной взаимосвязи с планировкой улиц, площадей, доминирующего композиционного положения в городском пространстве средневековой архитектуры. Особое внимание было обращено на роль оборонительных сооружений (системы стен и башен) в архитектурно-планировочной организации городского пространства. -Автор стремился найти приемы сохранения и в ряде случаев воссоздания большей части древних улиц, площадей, архитектурного образа застройки в новых современных ему градостроительных условиях возрождаемого города. Юрий Павлович в своем проекте искал пути живой планировочной и объемно-пространственной связи реставрированных зданий-памятников, сохраняемых площадей и улиц средневековой планировки, врисовывая их в новую систему планировки и застройки, предложенную авторами генплана.
В определении характера застройки возрождаемой ценной планировочной структуры автор считал главным соблюдение сомасштабности объемов зданий с планировочными элементами древних улиц. В проекте высказана мысль о том, что установление охранных зон вокруг отдельных памятников не играет градостроительной роли. Это мнение противопоставлялось установившемуся в то время отно-
шению к архитектурному памятнику как к музейному экспонату. Однако для восстановления композиционного смысла архитектурного памятника в изменяющейся городской среде необходимо оценить всю сложившуюся многовековую планировку и застройку исторической части города, а не выбирать из нее небольшие участки с архитектурными памятниками для охраны только одного из периодов развития города.
Ценность первого опыта градостроительного подхода состоит в ясно выраженном стремлении к научному обоснованию решений генплана. Одновременно с нормативными планировочными решениями генплана прозвучали градостроительные требования к охране историко-архитектурного наследия. Генплан смог учесть проект зон охраны памятников древнего Пскова только в виде небольших фрагментов Окольного города
К 50-м годам большая часть городской застройки Пскова оставалась малоэтажной и усадебной. В пространстве города четко воспринимались уцелевшие в войну только фрагменты крепостных стен Окольного города, Кремля, кончанских церквей, гражданских построек, относящихся к протяженному периоду существования города: от X до 40-х годов XX в.
Экономической основой не только развития, но и существования малых и средних городов в середине прошлого столетия был единственный путь — размещение промышленных предприятий, в подавляющем большинстве — филиалов промышленных гигантов крупных городов.
На примере Пскова можно проследить, как появление крупных промышленных предприятий изменило сложившиеся к 50-м годам представления о масштабе территориального развития города. Генпланы того времени в соответствии с градостроительными нормативами взяли курс на индустриализацию города и развитие многоэтажного типового домостроения.
К сожалению, застройка Окольного города типовыми пятиэтажными домами, последовавшая в пятидесятые годы прошлого столетия по планировочным проектам на основе градостроительных норм и правил, не учитывала ценный потенциал исторических пластов развития композиций городских пространств. Направление на стандартизацию проектного дела и строительства, обусловленное социально-экономическими условиями тех лет, значительно сократило возможность осуществления планировочной и объемно-пространственной преемственности средневековых фрагментов и последующих периодов городского строительства.
Несмотря на усложненную градостроительную ситуацию, в проектах, разработанных институтом «Ленгипрогор» совместно с Псковской специальной научно-реставрационной мастерской, в 60 — 70-е годы последовательно развивались методы формирования охранных мероприятий исторического наследия с позиций их градоформирующей роли.
В 1967-1969 годах Архитектурная мастерская № 2 института «Ленгипрогор» разрабатывает проект охраны памятников исторического центра Пскова4.
В 1968-1969 годах в работе над проектом принял участие Ю.П.Спегальский в качестве консультанта. Специалисты Псковских научно-реставрационных мастерских во главе с главным архитектором В.П.Смирновым активно приступили к реставрации архитектурных памятников. Осуществленные в натуре участки района Солодежни, Покровской башни, а также реставрационные работы в районе Полонища и Кремля подтвердили правильность учета композиционного значения памятников в городском пространстве, намеченных в 1945-1947 годах.
В проектах охраны памятников, работа над которыми продолжалась в сопоставлении с разработкой градостроительной документацией территориально развиваю-
щегося Пскова как общественно-культурного и промышленного областного центра, учитывалась градостроительная роль построек на ключевых исторических этапах становления городских пространств. Проектные решения следовали градостроительному принципу сохранения городских средневековых ансамблей не как обособленных памятников исторической застройки, а как пространственно связанных между собой планировкой улиц, площадей, набережных, и, наконец, водной системой с архитектурой последующих периодов в единый городской ансамбль — Исторический центр развивающегося современного города5.
Значимость построек XVIII—XIX столетий в предпроектных исследованиях стилевых характеристик архитектуры, прежде всего, определялась с позиций их градостроительной роли и масштабности по отношению к самому ценному — историческому ядру города и его планировочной структуре, к основным памятникам средневековой архитектуры, сохраняющим в течение многих веков неповторимый архитектурно-ландшафтный образ древнего Пскова.
На формирование городской среды Пскова, как и в большинстве российских городов, сохранивших градостроительные памятники средневековья, регулярная перепланировка на рубеже XVIII-XIX вв. стала этапом преобразования внутригородских пространств. В каждом случае индивидуального развития города застройка XIX в. сыграла значительную роль в урегулировании внутригородских пространств: спрямлении улиц, выявлении четких геометрических очертаний площадей. Архитектурное формирование регулярной планировки начала XIX в. представляет особую ценность, если оно выражено масштабной застройкой по отношению к площади, параметру улиц, поддерживает высоту строений, соотношение озелененных и застроенных пространств, сохраняет или подчеркивает композиционное значение средневековой архитектуры и своеобразие природного ландшафта.
Плотность офисной бумаги плотность офисной бумаги.