Археологическое наследие и проблемы истории Пскова
Археологические раскопки — один из важнейших источников для изучения экономических связей Пскова. Многочисленные привозные предметы и нумизматические находки присутствуют в коллекциях большинства раскопов. В Пскове и его округе были найдены римская монета IV в. н. э., византийские монеты VII и X вв., монетные клады и отдельные находки арабских монет. Ассортимент привозных вещей древнерусского, восточного, западноевропейского происхождения из слоев X-XVH вв. может значительно дополнить свидетельства письменных источников и уточнить хронологию торговых связей. В этом отношении особенно перспективны «торговые» территории (например, Новый торг в Окольном городе)45.
Раскопками на Старом Торгу были открыты три яруса замощения Торга, причем дендроопределения древесины для двух нижних ярусов соответствуют летописным датам XIV в.46
Свидетельством торговли псковичей в XIII в. беличьим товаром и, возможно, сукном являются псковские берестяные грамоты № 6 и 747.
Археологическое наследие Пскова богато свидетельствами культуры средневекового города в разных ее проявлениях.
Письменность представлена орудиями письма (писала), надписями на бытовых предметах (преимущественно буквенными), плитках, литейных формах, берестяными грамотами. Одним из ранних свидетельств грамотности является прочерченная на песчаниковой плитке трехстрочная надпись с именем Ивана (конец XI-XII вв.)48. Первая берестяная грамота была найдена в 1958 г. Сейчас их известно восемь: самыеранние датируются XII в., самая поздняя — вторым десятилетием XIV в. По жанру это деловые письма и различного рода записи. Часть из них — древнейшие памятники псковской письменности49.
Музыкальная культура в археологическом наследии Пскова представлена находками музыкальных инструментов50. Их исследованию посвящена статья В.И. Повет-кина в этом издании.
Архитектура и живопись средневекового Пскова благодаря археологии пополнились ансамблем храмов Довмонтова города. Храмы, частично известные по изображениям на иконах и планах, — свидетельства архитектуры Пскова XIV в.» позволяющие заполнить утраты в зодчестве этого времени.
Руководители работ на территории Довмонтова города — Г.П. Гроздилов и В.Д. Белецкий, а затем один В.Д. Белецкий — провели огромный объем работ, а псковские реставраторы выполнили консервацию и музеефикацию храмов. В нескольких храмах
сохранилась настенная роспись последней трети XIV в. — времени, ранее не представленном в монументальной живописи Пскова, что обогатило историю изобразительного искусства. Спасением открытых росписей в течение многих лет занимались реставраторы Государственного Эрмитажа под руководством Е.Г. Шейниной51.
Архитектурный ансамбль Довмонтова города, открытый археологами, включал и сооружения иного назначения: фортификации, отразившие историю возведения в XIII в. и последующего укрепления крепостных стен52, и гражданские здания разного назначения от рубежа ХИ-ХШ до XVII вв.53
Архитектурно-археологические исследования — одно из постоянных направлений археологических работ в Пскове. Архитектурные объекты иногда встречаются археологам в ходе охранных археологических раскопок (как, например, основание крепостной стены 1309 г. в раскопах на ул. Ленина, подызбицы — в нескольких раскопах на ул. Гоголя и Герцена). В большинстве случаев архитектурные сооружения изучаются в связи с предстоящей реставрацией, благоустройством и прокладкой инженерных сетей в охранных зонах памятников. В ходе таких работ были открыты и законсервированы остатки церкви Власия (1373) в раскопе у Приказной палаты; изучены значительные территории в ансамблях Мирожского и Снетогорского монастырей; изучались приходские и монастырские церкви (Успения на Завеличье, Иоанна Златоуста и др.). Велись исследования крепостных сооружений (стены и Варлаамская башня Окольного города — на Запсковье), поиск следов окрестных монастырей54.
Прикладное искусство в археологических коллекциях Пскова представлено различными орнаментированными предметами из кости, глины, металла, дерева, кожи. Часто это бытовые предметы, декоративная строительная керамика или украшения. Эти категории вещественных источников изучены пока выборочно и неравномерно. Среди них есть неповторяющиеся вещи, но и серийные имеют немалое художественное значение55.
В собрании предметов прикладного искусства есть изделия с сюжетами и образами, перекликающиеся с древнерусской литературой, книжной иллюстрацией, монументальной живописью, орнаментом колоколов и керамид. Это, например, две костяные пластины — части футляра XII в. с изображением кентавра (Китовраса) и фантастического животного. Изображение кентавра на пластине — самое раннее в Пскове и одно из самых ранних в древнерусском искусстве. Находка позволяет предполагать, что литературная основа образа была известна в Пскове уже в XII в., хотя сами литературные памятники, в том числе Повесть о Соломоне и Китоврасе, дошли до нас в списках XIV-XVIH вв. Псковские списки «Толковой Палей» с названной Повестью относятся к XV-XVI вв. и синхронны изображениям кентавра на керамических плитках церкви Георгия со Взвоза, псковских хоросах и колоколах, иконография которых отличается от изображения на пластине XII в.56
К XV в. относится находка комплекса из девяти круглых и прямоугольных ажурных пластин из золотистой бронзы, содержащих ряд изображений: гусляра с шлемо-видными гуслями и двух фигур по обе стороны от него, зверя, идущего влево, и др. Исследователь находки И.О. Колосова справедливо считает ключевым для интерпретации представленных сюжетов изображение музыканта, играющего на гуслях. Идея музыканта и внимающих ему людей и зверей, переданная в изображениях на пластинах и иконография изображений, сближают сюжет с библейским рассказом о царе-псалмопевце и живописной композицией псковского происхождения из церкви Успения в Мелетове57.
Открытые в XX в. возможности археологии в изучении Пскова внесли новый, свежий, оригинальный материал в фонд научных знаний о русском городе. По ряду перио-
дов истории Пскова археологические данные — единственная для исторической науки информация о прошлом. Для других, обеспеченных письменными и другими источниками периодов, они незаменимы в силу специфики археологической информации.
Для общества археологическое наследие — источник знаний о прошлом, предмет гордости, наша родословная. От культуры общества и власти зависит его сбережение и изучение.