Археологическое наследие и проблемы истории Пскова
границах современного Пскова, были выявлены участки культурного слоя разного размера, принадлежащие посаду и окологородским поселениям, тоже взятые под охрану (Распоряжение администрации г. Пскова № 2831-рот 19.12.94 г.). Общая площадь культурного слоя в черте г. Пскова — 498,8 га10 (рис. 2). Культурный слой содержит отложения, образовавшиеся в период от возникновения первоначального поселения до по-зднесредневекового города. Мощность слоя от нескольких см до 9,5 м. В составе слоя остатки деревянных и каменных жилых, хозяйственных, культовых, фортификационных сооружений, сотни тысяч предметов, являющихся уникальными источниками по истории Пскова. Отдельные исторически сложившиеся части средневековой территории города различаются по мощности слоя, характеру застройки, хронологическим рамкам образования отложений. Эти различия определяются как природными факторами (особенности рельефа), так и пространственным развитием заселения, функциями отдельных территорий11.
Культурный слой Пскова по своим содержательным характеристикам близок подобным памятникам других древнерусских городов. Среди трудностей его изучения — черты, свойственные многим историческим городам, центры которых включены в со-
временную застройку. Пока не подсчитана площадь разрушений, причиненных памятнику в ходе каменного строительства XVIII-XX вв., когда отсутствовало понимание его ценности. Значимым является каждый непотревоженный участок, но и застроенные участки необходимо исследовать. Немало примеров из практики работ в Пскове, когда культурный слой сохраняется в контурах построек с ленточными фундаментами и даже с подвалами. Известен случай, когда под цементным полом подвала дома XX в. в комплексе раскопов на ул. Ленина сохранились нетронутыми слои начала XIV в. и нижележащие отложения и всего в нескольких сантиметрах от дна подвальной ямы — берестяная грамота (№ 4)12.
Культурные отложения Пскова имеют и особенности, отличающие их от слоя некоторых других городов, например соседнего Новгорода. Они связаны, прежде всего, с естественными условиями образования слоя. Палеорельеф древнего Пскова более пересеченный, изобилующий контрастами (низины, горки, возвышенности), в значительной части сглаженный в наше время. Не везде мощность слоя свидетельствует о его большой древности. Условия сохранения органики в слое Пскова хуже, чем в Новгороде, хотя ряд раскопанных участков были очень близки уникальному слою Новгорода по сохранности строительной древесины и предметов из дерева и кожи.
Псковская земля богата археологическими памятниками, и все они бесценны. В этой дорогой коллекции центральное место занимает культурный слой Пскова — археологическое наследие одного из древнейших и значительных городских центров России.
XX в. стал веком археологического открытия Пскова, как и многих других древнерусских городов. Недостаток археологических данных, отчетливо ощущавшийся в начале прошлого столетия, был преодолен в середине — второй половине того же столетия.
Начавшись десятилетия назад, археологические раскопки продолжаются и в наше время. Причина тому — постоянно подтверждающаяся ценность культурного слоя Пскова как исторического источника. Трудно назвать период или проблему в истории Пскова, которые не нашли бы отражения в археологическом материале. Благодаря археологии исчезли многие белые пятна в историческом прошлом города и сделан существенный вклад в фонд знаний о нем.
История археологического изучения Пскова нашла подробное освещение в научной литературе13. Поэтому остановлюсь лишь на некоторых результатах исследований.
Возникновение Пскова. Благодаря археологическим раскопкам получен ответ на вопросы, обсуждавшиеся в XIX — начале XX вв.: когда и где возник Псков. Уже разведочные работы 30-х годов показали больший возраст Пскова относительно летописных свидетельств14 и позволили отнести первое поселение «к отдаленной древности», к VI-VII вв. н. э.15 Проведение широких археологических работ в Кремле в послевоенные годы (1946-1949) и получение нового объемного материала (руководитель работ С.А. Тараканова) внесли окончательную ясность в определение роли возвышенной мысовой части кремлевского мыса (Псковского городища) в начальной истории Пскова. Именно здесь и, как показали последующие раскопки в Кремле и на других территориях Пскова, нигде больше сохранились древнейшие отложения первоначального поселения первой половины I тыс. н. э., перекрытые слоем середины и второй половины первого тысячелетия, а выше — средневековыми отложениями псковского детинца. Открытие С. А. Таракановой казалось сенсационным, и начальник Новгородской археологической экспедиции А.В. Арциховский нисал тогда в учебнике «Основы археологии» (1954): «Псков в летописях назван «младшим братом» Новгорода. Археология обнаружила, что этот «младший брат» Новгорода гораздо старше своего «старшего брата». Высокая скала при слиянии рек Великой и Псковы, ставшая Псковским Кремлем, была, судя по раскопкам, непрерывно заселена в течение двух тысячелетий»16.
Последующие раскопки на территории Кремля и исследование всего комплекса археологических материалов (Г.П. Гроздилов, В.Д. Белецкий, СВ. Белецкий, К.М. Плот-кин, В.В. Седов) позволили провести дополнительную источниковедческую работу, уточнить хронологию Псковского городища, систематизировать данные, характеризующие застройку, и соотнести их с вещевой коллекцией памятника. Археологи посвятили ряд исследований реконструкции развития Псковского городища17.
Современные археологи единодушны в мнении о том, что именно в Кремле находилось первоначальное поселение, предшествовавшее городу, и что оно возникло не позднее середины I н. э. Расхождения между археологами касаются интерпретации этнической истории поселения и вопросов его начальной даты.
СВ. Белецкий относит появление носителей культуры псковских длинных курганов, сменивших прибалтийско-финское население первоначального поселка, к середине третьей четверти I тыс. н. э., но убежден, что в последней четверти I тыс. Псковское городище было вновь занято прибалтийско-финским населением. По его мнению, иммигранты почти полностью растворились среди автохтонов18. В.В. Седов датирует возникновение славянского поселения на городище серединой I тыс. н. э. Именно в это время здесь появляются носители культуры длинных курганов — псковские кривичи. В бассейне р. Великой и на Псковском городище нашел отражение первый этап славянского расселения на севере Восточной Европы19. К.М. Плоткин считает, что на этом поселении прослеживаются два периода, соответствующие ранней (V-VII вв.)-и поздней (VIII-IX вв.) стадиям культуры длинных курганов20. Второй период, как считают все исследователи, был отмечен возведением земляных укреплений, активным домостроительством, развитием производств. Наличие прибалтийских древностей в составе находок этого периода отражает неоднородность населения. В составе насельников Псковского городища наряду со славянами были представители местного прибалтийско-финского и, возможно, восточно-балтийского населения21.
Хронологическая и этническая интерпретация материалов раскопок на Псковском городище затруднена из-за сложной, зачастую нарушенной стратиграфии этого памятника. Неопределенность начальной даты поселения связана с отсутствием и слабой представленностью первоначальных отложений.
Среди вещевого материала, связанного с первоначальным положением, предметы широкого хронологического диапазона (начало — середина I тыс. н. э. и даже более ранние), часто переотложенные.
В этих условиях получение первых абсолютных дат для нижнего слоя Псковского городища (в раскопе 1991-1992 гг. у Порохового погреба) является важным событием. Датированные образцы (27 — по |4С, 2 — по дендрохронологическому методу) были соотнесены с ярусами застройки. Первый, самый ранний ярус датирован (по двум образцам) III—V вв. (при разбросе дат III-VI вв.), последующие от VII до начала XI вв.22 Коллекция датированных образцов количественно недостаточно представительна, но хочется надеяться, что она будет пополняться. Требует подробной публикации весь графический и вещевой материал раскопа 1991-1992 гг., пока опубликованный тезисно.
С накоплением археологических данных и установлением факта существования до-городского поселения приобретал все большее звучание вопрос о начале его как города.
Время превращения Пскова в город не может быть обозначено абсолютной хронологической датой. Археологическое изучение Пскова и его округи показывает, что уже в VIII-IX вв. Псковское городище было крупным поселением в низовьях Великой, располагавшимся между двумя микрорайонами плотного расселения (в низовьях Великой и у Выбутских порогов). Для этого времени отмечается увеличение интенсивности жизни и хозяйственной деятельности его обитателей.
Блоки пружинные и подвески трубопроводов промышленные-пружины.рф.