Александр Павлович Арбузов
Старинный дворянский род Арбузовых имел на Псковской земле глубокие корни. Еще в XVII веке многие его представители владели поместьями в Холмском, Торопецком и Великолукском уездах. На протяжении многих лет несли они военную службу, но материального благополучия достигали редко. Дед героя этого очерка, Петр Кондратьевич Арбузов, прослужил 25 лет в Брянском ландмилицейском полку и вышел в 1762 году в отставку, имея во владении всего четыре десятка крепостных да немного земли в Холмском уезде, позже вошедшем в состав Псковской губернии.
Возможно, именно бедность побудила Петра Кондратьевича Арбузова отдать двух своих сыновей в Морской кадетский корпус на казенный счет, переложив, таким образом, все заботы о них на плечи государства. Выбор тем не менее оказался удачным. Старший сын Николай Петрович поступил по завершении учебы на Балтийский флот, отличился во время Русско-шведской войны 1788-1790 гг. и вышел в 1798 году в отставку капитан-лейтенантом. Младший сын Павел Петрович также участвовал в войне со шведами, а позже, в 1803-1806 гг., ходил на кораблях Российско-Американской компании и даже совершил кругосветное плавание, или, как говорили в те времена, «долгий вояж». К сожалению, служба рано подорвала силы Павла Петровича, и в 1807 г. он вышел в отставку «по болезни», после чего поселился в Холмском уезде.
Когда пришло время решать судьбу детей, П. П. Арбузов долго не колебался и четырех своих сыновей (Александра, Алексея, Петра и Михаила) отправил в Морской кадетский корпус, который сам когда-то закончил.
Таким образом, судьба Александра Павловича Арбузова определилась довольно рано. В 1822 г., 13 лет от роду, он был зачислен в Морской кадетский корпус, а еще 5 лет спустя произведен в мичманы и направлен на Черноморский флот.
Во время Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. молодой офицер служил на канонерских лодках, участвовавших в осаде турецкой крепости Силистрия, и получил за проявленное мужество орден св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость». По окончании войны А. П. Арбузов был определен на транспорт «Опыт», входивший в состав флотилии, которая патрулировала берега Абхазии.
Русские моряки вели там ожесточенную борьбу с турецкими контрабандистами, поставлявшими оружие непокорным горцам. Абхазские берега представляли собой узкую полоску земли между морем и покрытыми густым лесом горами. Патрульные корабли поэтому не только преследовали турецкие фелюки на море, но и часто высаживали десант для организации засад на местах предполагаемых встреч контрабандистов с горцами. Матросы тогда превращались в сухопутных воинов, углублялись в теснины и ущелья, штурмовали, вместе с казаками, аулы и укрепления противника.
Летом 1831 г. А. П. Арбузов был переведен с «Опыта» на бриг «Елизавета», которым командовал лейтенант Кузьмин. Во время одного из столкновений с врагом командир был убит и Арбузов возглавил экипаж. В 1834 г. Александр Павлович служил на шлюпе «Диана», в 1835 — на транспорте «Слон», а затем в течение нескольких лет — на корвете «Мессемврия». Всего он прослужил на различных кораблях Абхазской флотилии почти 20 лет и был удостоен ордена св. Георгия 4 ст. В августе 1845 года Арбузов вступил в брак со вдовой майора Александрой Егоровной Мамонтовой (урожденной Курковской).
В 1853 году Александр Павлович был переведен на Балтийский флот, где возглавил отряд канонерских лодок, крейсировавших близ Або (ныне Турку в Финляндии). После Абхазии такая служба могла считаться относительно спокойной. Однако очень скоро судьба моряка вновь переменилась.
В феврале 1853 г. Россия потребовала от Турции предоставления императору права на покровительство православным подданным султана: сербам, болгарам, грекам. Блистательная Порта ультиматум отвергла и в мае того же года пропустила в залив Дарданеллы (традиционная зона русских интересов) боевые корабли Англии и Франции. В ответ Россия направила свои войска в Молдавию и Валахию, принадлежавшие Турции. Так разгоралась Крымская война, которая стала одной из самых драматических страниц отечественной истории.
На первом ее этапе русская армия и флот нанесли туркам ряд серьезных поражений. Однако после того как в начале 1854 года в войну вступили союзники Османской империи -Великобритания и Франция, ситуация изменилась. Армия коалиции была многочисленна и оснащена гораздо лучше русской. Весной-летом 1854 г. одна англо-французская эскадра блокировала флот России у Севастополя, а другая крейсировала в Балтийском море. Подстрекаемые турецкими агентами отряды мятежных горцев имама Шамиля вторглись в Грузию. В то время русскому командованию стало известно, что противник собирается нанести еще один удар: на сей раз по дальневосточным землям России.
Еще в декабре 1853 года Высочайшим приказом по флоту за № 1271 А. П. Арбузов был назначен помощником военного губернатора Камчатки и капитаном над портом Петропавловск-Камчатский. В марте 1854 года он прибыл в Иркутск, а в апреле уже был в деревне Ланченово на реке Шилка, где его ожидал отряд из 500 солдат 12-го, 13-го и 14-го сибирских батальонов, предназначенных для пополнения камчатского горнизона.
Проверив своих подчиненных, Арбузов обнаружил, что все они отличные стрелки, но о правилах ведения боя, маневрах и строе имеют самое отдаленное представление. Поэтому он немедленно занялся организацией учений, а чтобы солдаты не отнеслись к ним равнодушно, использовал довольно оригинальный «педагогический прием», о котором сам впоследствии вспоминал так: «Выбирая местность гористую и лесную, я приглашал девушек деревни гулять туда, выводил туда же команду и
затем, приучая солдатиков прятаться за деревья, кусты и камни, делал всякого рода эволюции рассыпанными солдатами, быстро окружал «врагов»… Шутя, весело, как бы играя, лихие солдаты приобвыкали к бою на суше, к умению прятаться на местности».
Тем временем к отряду присоединились сибирские казаки, было приобретено необходимое продовольствие и фураж. К середине мая 1854 г. на Шилке собрался целый флот, состоявший из парохода «Аргунь», 6 барок, 12 лодок и множества плотов. Погрузившись на эти разнообразные суда, отряд Арбузова 14 мая покинул гостеприимную деревню и три дня спустя достиг селения Усть-Стрелецкое, где влился в состав экспедиции под командованием Н. Муравьева. Вместе с экспедицией он спустился вниз по Амуру до озера Кизи.
14 июня отряд Арбузова переправился через озеро и самостоятельно двинулся через тайгу на восток к Татарскому проливу, где его ожидало транспортное судно «Двина». Условия перехода были чрезвычайно тяжелыми. Путь пролегал через заросли и болота. Взятые для перевозки тяжестей олени пали, и припасы пришлось нести на носилках. «Кормился весь наш отряд солониной, — пишет в мемуарах Арбузов, — варили щи из дикой зелени черемши да пили кирпичный чай». Наконец 17 июня проводник-гольд вывел отряд к берегу Татарского пролива.
19 июня солдаты Арбузова погрузились на транспорт «Двина» и пустились в новый путь. Плавание по Охотскому морю оказалось очень не простым, «Двина» добиралась до Петропавловска больше месяца. На судне кончились все припасы, и люди были вынуждены вытряхивать из старых мешков крошки от сухарей и набирать в тенты дождевую воду. Наконец 24 июля «Двина» встала на рейде Петропавловска.
До прихода судна в распоряжении камчатского военного губернатора В. С. Завойко имелось около 300 солдат, теперь же силы защитников почти удвоились. Несколько раньше «Двины» в Петропавловск прибыл 44-пушечный фрегат «Аврора» под командованием капитан-лейтенанта И. Н. Изыльметьева.
Петропавловск-Камчатский в середине XIX века мало походил еще на город. По воспоминаниям современника, это было просто «скопление пакгаузов, землянок, складов вперемежку с вытащенными на берег лодками и нагромождением всякого рода товаров». И все же грозный вид защищавших порт батарей и развевавшийся над домом губернатора флаг ясно говорили, что Российское государство твердо встало на этих берегах и без боя никому их уступать не собирается.
Общее количество защитников Петропавловска составляло, даже с учетом вооружившихся обывателей, около 1000 человек при 67 орудиях. Малочисленность гарнизона в известной степени возмещалась удобным географическим положением города, который находится на восточном берегу Камчатского полуострова и омывается водами Авачинской губы. Для того чтобы попасть в порт, нужно пройти проливом шириной всего около 100 м. На оконечности и в центре Сигнального мыса располагались две артиллерийские батареи по 5 орудий каждая, носившие имена Сигнальной и Перешеечной. 11 пушек было установлено на косе, прикрывавшей вход в порт (батарея Кошечная). Имелись батареи к северу и югу от города. В Петропавловской бухте стояла на якоре «Аврора», готовая поддержать берег огнем своих орудий.
Замена батареи радиаторов отопления sstbest.com.