Александр Лукич Симанский
Вице-адмирал Российского флота, участник нескольких морских сражений, Александр Лукич Симанский происходил из старинного дворянского рода, издавна связанного с Псковской землей. Его прапрадед Кузьма Никифорович отличился во время Русско-польской войны 1654-1667 гг. и получил за «многие службы» от царя Алексея Михайловича земли по берегам Чудского озера и на реке Череха. Старший сын Кузьмы Никифоровича, Василий, по сведениям историка Н. Иконникова, был денщиком у видного сподвижника Петра I фельдмаршала Б.П. Шереметева и участвовал в Северной войне. Внук Василия Кузьмича и отец героя нашего очерка, Лука Исаакович Симанский, также избрал военное поприще. Он состоял в различных инженерных частях, достиг чина премьер-майора, с которым и вышел в отставку около 1777 года.
В Псковском уезде Луке Исааковичу принадлежало сельцо Загорье и около 100 душ крепостных крестьян, а брак с дочерью островского помещика Степанидой Лазаревной Мягкой позволил еще расширить родовые владения.
19 ноября 1752 года у четы Симанских родился сын, которого нарекли Александром. Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители отправили его на обучение в Морской кадетский корпус, директором которого в ту пору был еще один уроженец Псковской земли, И. Л. Голенищев-Кутузов. Александр Лукич Симанский стал, таким образом, первым военным моряком в своем роду, и выбор оказался явно удачным. В начале 1768 года 15 лет от роду он получил звание гардемарина и совершил плавание на линейном корабле «Святая Екатерина» от Кронштадта до Ревеля (Таллина). В следующем 1769 году Симанский был уже капралом, в 1770 — сержантом, а
в 1771 году — мичманом. В 1772 году молодой офицер поступил в экипаж фрегата «Дерись», на котором служил, впрочем, очень недолго. Уже в 1773 году он был переведен на гребной флот.
Еще два года спустя Александр Лукич был произведен в лейтенанты и определен на катер «Диспас», на котором ходил до острова Гогланд. Вскоре после этого ему пришлось проститься с Балтикой и принять назначение на фрегат «Григорий», крейсировавший в Черном и Эгейском морях.
В те годы Россия активно осваивала крымские земли. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. завершилась поражением Османской империи и заключением Кючук-Кайнарджийского договора, по которому Крымское ханство, старинный вассал султана, стало независимым от Турции и, следовательно, попало в российскую сферу влияния. Однако османы не смирились с поражением. На явный конфликт они до поры до времени не решались, но скрытую борьбу начали немедленно.
В 1775 году турецкое правительство попыталось возвести на ханский престол своего ставленника Девлет-Гирея, одновременно агенты Стамбула сеяли недовольство, провоцировали мятежи, натравливали татар на русских поселенцев. В ответ Россия двинула в Крым войска.
Поддерживать сухопутные силы должен был отряд кораблей Балтийского флота, включавший и фрегат, на котором служил А. Л. Симанский. Боевые действия не велись, но присутствие военных кораблей стало убедительной демонстрацией мощи России. В 1777-1779 гг. фрегат «Григорий» совершил далекие плавания: выйдя из Черного моря, он прошел проливами Босфор и Дарданеллы в Эгейское море, из которого направился в Средиземное море и наконец достиг итальянского порта Ливорно. Такой переход наглядно свидетельствовал, что российский флот силен да к тому же давал возможность офицерам потренироваться в навигации. Вскоре после возвращения из экспедиции, в 1780 году, А. Л. Симанский был назначен командиром придворной яхты «Петергоф». Эту должность он занимал до конца 1781 года, причем получил в награду от императрицы Екатерины II золотую табакерку.
В 1782 году Александр Лукич был отправлен в Таганрог, где около года командовал бомбардирским кораблем «Хо-тин». В декабре 1782 года его произвели в капитан-лейтенанты и назначили командиром фрегата «Десятый», входившего в Азовскую флотилию адмирала Ф. А. Клокачева. 8 апреля 1783 года Екатерина II издала указ о включении Крыма в состав Российской империи, а уже в мае того же года в Ахтиарскую бухту на юго-западном побережье Крымского полуострова вошли корабли Азовской флотилии. Был среди них и фрегат «Десятый», который по такому случаю переименовали в «Крым».
В Ахтиарской бухте русские моряки начали возводить порт, которому в будущем предстояло превратиться в Севастополь. На подмогу им были направлены солдаты и работные люди с верфей Херсона, кузнецы из Тулы, плотники из Москвы. Однако масштабные строительные работы требовали не только рабочих рук, но и хорошего, добротного леса, которого в Крыму всегда не хватало. Поэтому в июле 1784 года капитан-лейтенант Симанский был командирован в Белоруссию «для осмотра лесов». Задание это было очень непростое и требовало от исполнителя обширных знаний. В XVIII веке существовала целая наука, из каких сортов дерева какие части корабля изготавливать, причем для каждого сорта существовали свои правила обработки и транспортировки.
Набор корабельного корпуса, например, делали из дуба, который, в силу большого веса, доставляли водой на барках. Обычные сосновые бревна весили меньше, и их попросту сплавляли плотами. Длинные мачтовые сосны были редкостью, а потому перевозились только по суше, чаще всего на воловьих упряжках. К этому следует добавить, что, в отличие от балтийского и белорусского судостроения, херсонские и крымские верфи почти полностью зависели от частных поставок.
Постоянные разъезды и утомительные переговоры с лесо-владельцами подорвали здоровье А. Л. Симанского. В январе 1785 года он вышел в отставку «по болезни» с чином капитана 2-го ранга, после чего поселился в Островском уезде Псков-
ской губернии и был даже избран уездным предводителем дворянства.
В июле 1787 года турецкая армия атаковала русскую крепость Кинбурн, но была отбита войсками А. В. Суворова. На Черном море вспыхнула новая Русско-турецкая война. Сложившейся ситуацией решил воспользоваться шведский король Густав III, давно уже лелеявший мечты о пересмотре результатов Северной войны.
Летом 1788 года он двинул свою армию на Россию. В этих условиях Александр Лукич, конечно, не мог оставаться в стороне и подал прошение о возвращении на службу. В мае 1789 года его определили на корвет «Ростислав» с приказом состоять флаг-офицером при адмирале В. Я. Чичагове. С флотом Чичагова Симанскому довелось участвовать в Эландском морском сражении (17 июля 1789 года), после чего он перешел флаг-капитаном на Гребную флотилию принца К. Нассау-Зи-гена, базировавшуюся в Кронштадте.
В конце 1790 года кораблям Чичагова удалось блокировать шведский флот, на котором находился сам Густав III, в Выборгском заливе. Непосредственно напротив главных сил шведов встала эскадра под командованием самого В. Чичагова, северный фарватер прикрывали отряды контр-адмиралов И. А. Повалишина и П. И. Ханыкова. Почти месяц ни шведы, ни русские не начинали большого сражения. Ситуация изменилась, только когда на помощь флоту Чичагова пришла Гребная флотилия Нассау-Зигена.
В ночь на 22 июня русские галеры вошли в пролив Бьер-кезунд, напали на стоявшие там шведские корабли и после 5-часового боя оттеснили их за остров Биспосе. После этого основные силы шведов оказались блокированы с последнего восточного направления. Утром 22 июня корабли Густава III пошли на прорыв. После упорного боя они сумели пробиться к Свеаборгу, но 10 шведских кораблей были либо потоплены, либо захвачены русскими. Успешный для флота Чичагова исход Выборгского морского сражения обеспечили в первую очередь умелые действия Гребной флотилии, в числе команди-
ров которой был и А. Л. Симанский. 28 июня 1790 года флотилия Нассау-Зигена вновь атаковала шведские корабли, стоявшие на Роченсальмском рейде. Однако на сей раз шведы оказали яростное сопротивление, и многие русские корабли были уничтожены.
Эта неудача, однако, не умаляет заслуг русских моряков, сражавшихся с исключительным мужеством. А. Симанский вскоре после этого боя получил орден св. Владимира 4 степени.
Война подорвала силы Швеции. В августе 1790 года она сочла за благо заключить с Россией Варельский мирный договор, по которому восстанавливались довоенные границы. В то же время кампания 1788-1790 гг. показала, что северо-западная граница России нуждается в более надежной обороне. В апреле 1791 года в Финляндию был командирован генерал-аншеф А. В. Суворов, которому поручалось осмотреть границу и построить на ней необходимые укрепления. Великий полководец переживал в то время тяжелые дни. Его победы над турками вызвали зависть всесильного фаворита Екатерины II Г. А. Потемкина. Многие современники не без оснований полагали, что поездка Суворова в Финляндию явилась знаком царской немилости, опалой, чуть ли не ссылкой.
Думал так, вероятно, и сам военачальник, с горечью писавший о себе: «Время крепко, сближается конец, изранен 60 лет, и сок весь высохнет в лимоне». Именно в эту трудную минуту рядом с Суворовым оказался А. Л. Симанский, которого в июле 1791 назначили к нему дежурным офицером.
купить квартиру в азура парк алания
Страницы: 1 2